Тайны Большого дворца

Развлечения

КТО-ТО считает, что в августе в нашем мегаполисе вся культурная жизнь начинает звучать под сурдинку. То есть еле-еле теплится. Но вот толкнуло меня поехать в «Царицыно» – а что? В любое время года тут замечательно. Правда, собиралась посибаритствовать, а нашла себе очередную работу. Потому что здесь открыты целых четыре выставки. Но я расскажу пока о трех, ладно? Русский музей всегда приезжает в «Царицыно» летом. Нынешняя встреча – пятая по счету. И отдана она на откуп «Праздникам по-русски». Широким, красочным, раздольным. Праздники – это, конечно же, свадьба. Выигрышный и повсеместно эксплуатируемый сюжет. Хрестоматийно известная со школьных лет шутовская свадьба в «Ледяном дворце» художника Якоби. Пиковое полотно этого жанра, конечно же, «Поцелуйный обряд» Константина Егоровича Маковского. Предельно проработанная театральная мизансцена, с выписанными характерами, отношениями. Прямо-таки не полотно, а литературный роман в красках – смотри и наслаждайся! Бытовой обиход праздников – это, естественно, небольшие полотна прекрасного художника Леонида Соломаткина, веселого пессимиста: – «Славильщиков городовых» он повторял не раз, – говорит Ольга Докучаева, заместитель генерального директора по научной работе. – Менялись композиционное решение, число персонажей, детали интерьера. Неизменным оставался сюжет. Новая эпоха породила совершенно иные праздники: субботники, демонстрации Первомая и ноября. А художнику Александру Самохвалову в картине «Киров принимает парад физкультурников» удалось скрестить модерн с символизмом. И получилось мажорно, светло, празднично. А на картине Петра Кончаловского – ароматы первой нежнейшей зелени, зазывно взывающий к желудку бок окорока, отливающая жирком форель – ну чем не праздник? Вкупе со штофом вина 1799 года? Да, гедонистический подход имел советский граф Алексей Толстой к вопросу праздника на одну персону. [b]«Праздники по-русски». Большой дворец. Выставка открыта по 18 сентября Иллюзия на качелях тончайших нитей[/b] Тяжелые скульптуры, стихотворные строчки, бегущие по голубым мониторам, далекая музыка… И наши тени, колеблющиеся от пламени свечей на полу. Должно быть, нечто подобное происходит в сумеречном сознании каждого из нас. О нем и эта выставка – «Русская бессонница. Сезон первый». В ее основе сложный сплав творческого начала, вечных страхов, химер, прорывов пограничного сознания, которые неразрывно связаны с полунощной стороной бытия. Стол – один из главных моментов средоточения смысла и художественной задумки экспозиции. Во главе его расположился художник. С реальными гостями. И гостями воображения. Собственно, стол принадлежит не художнику. Бессоннице, которая здесь же рождает новые образы. Не всегда они светлы. Чаще тягостны. Тяжелы. Неожиданны. Но в них есть прорыв к свету. [b]«Русская бессонница. Сезон первый». Большой дворец. Выставка открыта по 18 сентября Ампирная ромашка[/b] Бывший главный художник Ломоносовского фарфорового завода Нелли Петрова – большая мастерица по сервизам. Один из них с вензелем Екатерины II, портретами Баженова и Казакова Петрова подарила «Царицыно». А вот этот, с цветочной росписью по бортику на золоте (один в один русский ампир александровского времени!), сделан ею по правительственному заказу. Оказывается, манкость цветочных гирлянд и колористическую яркость любили в России во все времена. И то сказать – из такой чашки чай можно кушать без сахара! Индивидуальный взгляд, личностный подход проявились в декоративных панно и фарфоровых пластах художницы. «Истоки», «Спящая Россия», «Банька» – это своеобразное высказывание, философское размышление, взгляд художника на мир, на свою страну. Цветочная серия сделана изысканно и тонко, в монохромной гамме. Несмотря на красоту, буйство пионов и тюльпанов, все спокойно, сдержанно. Визитной же карточкой художника стала полевая ромашка. [b]«Фарфор Нелли Петровой. Образы России». Большой дворец. Выставка открыта по 28 августа[/b]

amp-next-page separator