Выучиться на княжну можно. За 50 тысяч в месяц

Общество

Хоть галантные века с их изысканными манерами, ошеломительными нарядами и головокружительными балами канули в Лету, многих эти куртуазные времена и нравы по-прежнему будоражат не на шутку. Нувориши тратят баснословные суммы на “дворянские свадьбы”, разного рода знаменитости покупают княжеские титулы для украшения биографии, а обычные смертные шерстят родовое древо в поисках знатных потомков.Впрочем, если у вас за душой нет ни миллионов, ни титулованных предков, а в князья выбиться все равно неймется, то и это нынче можно организовать. И сделать это будет даже проще, чем в каком-нибудь заскорузлом ХIХ веке. Не понадобятся ни благородное происхождение, ни заслуги перед Отечеством.Только энная сумма, за которую десятки столичных школ, курсов и кружков обещают сделать настоящего аристократа из любого беспородного недотепы.Каким образом простонародная кровь окрашивается в голубой цвет, выясняла корреспондент “Вечерки”.В узком коридоре небольшого двухэтажного здания щебечет стайка девушек. Школьницы в аккуратных классических костюмчиках что-то деловито обсуждают и демонстрируют друг дружке последние марки мобильных телефонов. Сегодня такую картину можно увидеть в любой столичной школе. Но эти ученицы особые. Они, ни много, ни мало благородные девицы, которые после трех лет обучения должны “умом и приятным обращением озарять любое общество” и даже “составить славу мужу”. Цели, согласитесь, высокие. В обычных школах такое днем с огнем не сыщешь. Поэтому столь ответственное дело взял на себя целый институт. Да не простой, а самый настоящий Институт благородных девиц.Представьте, сие учебное заведение абсолютно реально существует в наши дни. На лавры легендарного Смольного института (первое женское учебное заведение закрытого типа для дочерей потомственных дворян) оно, конечно, не претендует. Не то время и не те девицы.Но обучить тому же, чему учили столетия назад юных дворянок, твердо обещают.– Создавая институт, мы изучили массу литературы по дворянскому образованию, даже в петербургских архивах работали, – рассказывает руководитель института Ирина Каминская. – Но знаниями прошлых лет мы не ограничились. К ним прибавились еще и современные дисциплины. Все же барышням жить в XXI веке, а не в XIX.Как и в сокровенные времена, девушки обучаются в полузакрытом пансионате (на ночь их все-таки отпускают домой) и без юношей. Последнее обстоятельство становится для учениц одним из самых тяжелых испытаний.– Бывало, что девочка очень хотела к нам поступить, но как только узнавала, что здесь нет мальчиков, отказывалась, – говорит Каминская. – Так уж у нас положено. Мальчики к нам приходят только на балы (которые, кстати, организуются достаточно часто). К тому же это не простые юноши, а кадеты, которые соответствуют нашим девочкам и воспитанием, и образованием.Узнав, чему учат будущих Наташ Ростовых, я уверилась, что неподкованный юноша такую ношу не осилил бы точно. Тяжеловато ему, бедному, будет увлечь барышню, которая в совершенстве знает два иностранных языка, нормы светского, делового и речевого этикета, владеет речевыми интонациями и артикуляцией на все случаи жизни, знает правила поведения в офисе и светском салоне, в путешествии, на торжественных приемах, в театре и ресторане.Разумеется, будущему мужу такой барышни повезет не на шутку. Специально для него, родимого, был потрачен не один месяц на такие важные дисциплины, как сексология, воспитание вкуса в одежде и макияже и психология семейных отношений. А если “самому” вдруг станет скучно, то жена запросто сыграет с ним в большой теннис, покатается на горных лыжах, споет благоверному оперную арию, нарисует его портрет акварелью и вышьет крестиком носовой платок. Всему этому она тоже обучена.Ну просто сказка! Не правда ли? Однако желающих стать благородными девицами, как выяснилось, не так уж и много. И дело тут не только в отсутствии мальчиков. Преградами на пути к изящному воспитанию становятся пресловутый гламур и вредные привычки.Сделать реверанс? Пожалуйста! А вот отказаться от мини-юбки и сигарет некоторым барышням совершенно невмоготу. Поэтому уже через месяц после приема в институт ряды благородных девиц сильно редеют.– Был у нас случай, когда к нам поступила девочка совершенно ангельского вида, без макияжа, с собранными волосиками, – вспоминает Ирина Владимировна. – А на следующий день явилась на урок танцев… наголо выбритая! Когда мы ее отчитали, она искренне не поняла, за что, и ушла обиженная, несмотря на то что оплатила весь курс обучения.Вдохновившись услышанным, я, было, тоже собралась в благородные девицы. Возраст пока еще девичий, да и волосы на месте…– А что, я бы вас приняла, – замечает Ирина Владимировна. – Готовьте 50 тысяч в месяц. А вы как думали? Мы готовим редчайший, можно сказать, штучный товар. У нас обучаются дочери достаточно высокопоставленных людей.Быстренько прикинув в уме свои финансовые возможности, я поблагодарила мадам за любезное предложение и решила становиться благородной девицей самостоятельно.Следующее заведение, где я оказалась в поисках галантного воспитания, было куда шикарнее. Блестящий паркет, устланный пикантными ковриками, огромные окна с причудливо-развешанными шторами и, наконец, белоснежный потолок с великолепной росписью.Через минуту огромный зал заполняют девочки и мальчики в элегантных костюмчиках и с аккуратными головками.Малыши поначалу шалят, как и положено в их возрасте. Однако при виде педагога уважительно умолкают.– Bon jour, madam, – ненатужно выдает малышка учительнице, сопровождая приветствие натуральным реверансом.– Bon jour, mademoiselle.Ну где, спросите вы, такое можно увидеть? Разве только в элитной частной школе “Ретро”. Там аристократов готовят с пеленок. И семилетние малыши уже сейчас дадут фору в бальных танцах и изысканных манерах любой благородной девице.Помимо этого крохи “ваяют” картины на уроках живописи, поют арии под руководством профессионального музыканта, изучают даже не два, а три иностранных языка и успевают пофехтовать на досуге. И все это вкупе с общеобразовательными предметами.Представьте, какие персонажи выходят отсюда после 11 лет обучения. К тому же, в отличие от взрослых барышень, детки совершенно не доставляют педагогам особых проблем.– К нам обычно таких “натасканных” ребятишек приводят, что мы даже не знаем, как их растормошить, – рассказывают в школе. – Была у нас девочка – первоклашка, которая в свои семь лет владела несколькими иностранными языками, в том числе и древнегреческим (!). Выяснилось, что ребенок практически не выходил из дома. На уроке физкультуры девочка даже подпрыгнуть не могла.Как выяснилось, аналогичная школа существует и в Санкт-Петербурге. Там помимо указанных дисциплин свои “фишки”. Классы юных аристократов формируются с учетом их гороскопов, темпераментов, психологической совместимости и биоритмов. А чтобы малыши не перетрудились, их периодически вывозят на загородную базу. Летом уроки там проходят прямо на свежем воздухе.Ну а единственным заведением, где взялись делать дворянку персонально из меня, стал исторический клуб, коих в Москве нынче предостаточно. Это, конечно, не Институт благородных девиц, но и цена за обучение там не 50 тысяч, а в сто раз меньше. Если учесть, что вальсам и манерам меня должны были учить самые настоящие потомки дворянских фамилий (а именно так утверждали организаторы), то еще не известно, где лучше. В институте все-таки князья не преподают.Более того, в свои ряды “благородные” приняли меня “автоматом”. Как, впрочем, и остальных страждущих. В анкеты никому не заглядывали.Научить десятку бальных танцев и этикету организаторы берутся всех желающих – любого возраста, веса, социального происхождения и даже с врожденной косолапостью.В такой вот разношерстный коллектив я и попала одним чудесным субботним вечером. Впрочем, весь романтизм, который обуревал меня до заветного занятия, улетучился уже на пороге небольшого актового зала, где дрессировали “голубую кровь”. Вместо кисейных барышень, к коим я предполагала присоединиться, в зале собрались, похоже, их мамы и даже бабушки. Разбавляла ударный женский коллектив пара кавалеров, по виду ровесников Русско-японской войны.Княгиней же (а может, и графиней) оказалась взлохмаченная дама в длинном старомодном платье. Без лишних вопросов она втиснула меня в общий ряд танцоров и тут же врубила на переносном магнитофоне вальс. Далее почтенная во всех отношениях публика закружилась в танце так деловито и энергично, что едва не сбила меня с ног. Я же так и осталась стоять на своем месте с выпученными глазами.– Вы что, никогда не танцевали вальс? – озадаченно поинтересовалась княгиня.– Никогда, – честно призналась я. И попыталась было оправдаться: – Вы же сами сказали, что принимаете всех.– Но, может, все же пойдете сначала научитесь где-нибудь? – с укоризной ошарашила меня наставница. – Хотя бы немножко?В общем, я была отчислена так же легко, как и зачислена.Однако в свою куртуазную безнадежность верить не хотелось. Поэтому я направилась в другой клуб. Там меня встретил подтянутый седовласый джентльмен в элегантном костюме. И выдал прямо с порога: – О пленительная фея, ваши лучезарные глаза сверкают как бриллианты! Я не в силах устоять пред их очарованием! Ну как тут не поверишь, что это настоящий граф? Ну, на худой конец, барон. Разомлев от комплиментов, я напрягла все свои скудные плебейские силы, чтобы не разочаровать благородного наставника. А тот, в свою очередь, не позволил мне удариться в депрессию. Вальсируя и последовательно отдавливая своему утонченному партнеру то одну, то другую ногу, я слышала в ответ только его нежное воркование: “Не так, лапушка, не так”.После пары занятий мне, признаться, уже было чем гордиться. Я научилась правильно обмахиваться веером (целая наука, знаете ли!), делать настоящий дворянский, а не лакейский поклон, а еще узнала, почему ни в коем случае нельзя отказывать кавалеру в танце (иначе больше не пригласит, бал – это вам не дискотека).Однако все вальсы и мазурки все равно не осилила. Наверное, пролетарские корни мешают. Хотя, может, через пару-тройку месяцев еще блесну на каком-нибудь Венском балу. Все-таки веером махать научилась и даже книксен делаю только так. Так что имею право.[b]СПРАВКА “ВМ”СМОЛЬНЫЙ – ШКОЛА ЖЕНСКОЙ ЖИЗНИ[/b]Образование и воспитание детей в дореволюционной России было раздельным. Если мальчики в основном получали образование в военных учебных заведениях (в пансионах, гимназиях, корпусах), то самым престижным заведением для девочек был Институт благородных девиц, привилегированное закрытое учебно-воспитательное заведение. В Смольный институт зачислялись девушки из самых знатных семей. Обучение в Смольном институте длилось 9 лет. Сюда привозили маленьких девочек 5–6 лет и в течение всего обучения они жили в институте. Обучали “смолянок” хорошим манерам, знанию языков, танцам. Воспитывали достойных жен, хозяек: учили готовить, накрывать стол, рукоделию, уходу за маленькими детьми. Одежда и детали туалета “смолянок” строго регламентировались. Большое внимание в Смольном институте уделялось языкам, по которым девочки имели большие успехи. Физика и математика изучались неглубоко. Большое внимание уделяли литературе. Центральным событием институтской жизни был публичный экзамен. На нем часто присутствовали члены царской семьи.[b]ЗНАЙ НАШИХ!УЧИМ НА ДВОРЯНИНА[/b]Аналогом дворянского образования сегодня считается образование “семейное”, когда родители обучают ребенка в домашних условиях – либо сами, либо с помощью специально приглашенных педагогов.Количество и выбор предметов зависят от желания родителей.Вот как нам описали свою программу домашнего образования в одной из столичных семей: наряду с общеобразовательными предметами ребенок с первого года жизни изучал три иностранных языка и бальные танцы. Помимо этого малыш занимался в домашних условиях гимнастикой, дзюдо, стрельбой из лука и легкой атлетикой.[b]МЕЖДУ ТЕМСО СВИНЫМ РЫЛОМ В КАЛАШНЫЙ РЯДАлександр КОРОЛЕВ, директор департамента межрегиональных и общественных связей Российского дворянского собрания[/b]:– Я со всей уверенностью заявляю, что ни одного учебного заведения, которое возглавлял бы потомственный дворянин и которое работало бы под патронатом Российского дворянского собрания, в нашей стране нет. В свое время наша организация пыталась сформировать несколько очагов дворянского образования. Так, на базе одной из столичных школ была сформирована целая дворянская гимназия, директором которой был действительно дворянин, член нашего собрания. Принимали мы туда совершенно всех желающих. Наряду с общеобразовательными предметами в гимназии преподавались основы религиозного образования, история, этикет, этика поведения. Но у руководства школы наша идея поддержку не нашла. В частности, из-за религиозных дисциплин. Многие родители отказывались отдавать детей, узнав, что с ними будут заниматься религией. В 2002 году гимназия и вовсе закрылась. Теперь мы лишь ограничиваемся тем, что проводим какие-то дополнительные или факультативные занятия в различных учебных заведениях.

amp-next-page separator