Два российских фильма получили призы Каннского кинофестиваля
В КАННЕ в этом году отмечали сорокалетие молодежной революции 1968 года, когда главный кинофестиваль мира был волевым порядком закрыт леворадикальными кинематографистами. Из-за этого тогда не показали многие заявленные в конкурсе фильмы, в том числе и “Анну Каренину” Александра Зархи. Теперь решили исправить историческую несправедливость: эта и другие картины образовали специальную ретро-программу нынешнего кинофорума.Каждый в Каннах формирует свой маршрут. Всего лишь ориентиром – хотя и очень важным – служит конкурс. Чтобы его посмотреть и проанализировать, журналисты, как бы долго ни гуляли ночью, устремляются в фестивальный Дворец с самого раннего утра: в 8.30 в зале уже негде яблоку упасть. Когда в последний день там показывали фильм “Класс” французского режиссера Лорана Канте, градус энтузиазма был особенно высок. История утверждения молодого учителя в школе парижского пригорода, где преобладают арабские подростки, полна драматической энергии, юмора и оптимизма. Хотя поначалу кажется, что контакт с этими юными варварами установить невозможно, а литературный французский язык так же далек от них, как древнегреческий.Этот фильм, награжденный в итоге “Золотой пальмовой ветвью”, резко переменил атмосферу фестиваля, где было много утонченных авторских работ, но не хватало открытых чувств и темперамента. Между тем жюри под председательством Шона Пенна искало именно такие фильмы – серьезные и притом эмоциональные. И нашло. Оно не стало награждать Клинта Иствуда за фильм “Подмена” с Анжелиной Джоли в главной роли, хотя это была достойная работа. Вместо этого Иствуду присудили специальный приз 61-го фестиваля, второй такой же достался Катрин Денев за работу в фильме “Рождественская история” и в связи с празднованием 50-летия карьеры знаменитой французской актрисы. Основные же награды достались фильмам, которые посвящены простым людям и социальным проблемам.Это прежде всего две итальянские ленты: Гран-при присужден “Гоморре” Маттео Гарроне, приз жюри – картине “Il divo” Паоло Соррентино.Обе – впечатляющие свидетельства засилья мафиозных структур, которые контролируют едва ли не все главные сферы жизни Италии, от фэшнбизнеса до захоронения вредных отходов, включая, между прочим, киноиндустрию. Картины очень разные по жанровому решению и по стилю, но одинаково далеко отходящие от штампов разоблачительного кино и в то же время продолжающие традицию итальянских политических фильмов.За сценарий фильма “Молчание Лорны” награждены бельгийские братья Жан-Пьер и Люк Дарденны: это тоже очень сильная история на материале проблем иммигрантов. Социально-критический мотив присутствует и в турецкой ленте Нури Билге Джейлана “Три обезьяны”, награжденной за режиссуру: но в данном случае это все же, скорее, субъективное авторское кино. Лучшей актрисой жюри неожиданно признало бразильянку Сандру Корвелони, сыгравшую мать трудных подростков в картине Вальтера Саллеша “Вне игры”: это ее первая роль в кино. А вот награждение Бенисио дель Торро за роль Че Гевары в фильме Стивена Содерберга “Че” никого не удивило – выразительных мужских ролей в конкурсе явно не хватало.За пределами конкурса показали новую серию “Индианы Джонс”. Вуди Аллен с Пенелопой Крус представили комедию “Вики Кристина Барселона”, Эмир Кустурица – документальную ленту о Марадоне. Внимание привлекли картины о Тайсоне, о Романе Поланском. На светских вечеринках были замечены рок-идолы Мик Джаггер, Боно, топ-модели Эва Херцигова и Наталья Водянова. Наконец, и сама Мадонна: теперь она выступила продюсером фильма об африканских жертвах СПИДа.Много сожалений и обид было высказано среди наших кинематографистов по поводу отсутствия в Канне русского кино. На самом деле его не было только в конкурсе. Зато мы были отлично представлены во всех параллельных секциях фестиваля. И не просто представлены, но и получили престижные награды.“Все умрут, а я останусь” Валерии Гай-Германики – это тоже фильм про класс, про школьников, в каком-то смысле – про современных дикарей.Он был показан в дебютной программе “Неделя критики” и награжден призом молодых синефилов, а также специальным дипломом жюри “Золотая камера”. “Тюльпан” Сергея Дворцевого получил главный приз программы “Особый взгляд”: большой успех, учитывая, что у него было много сильных конкурентов. В “Двухнедельнике режиссеров” участвовал фильм “Шультес” Бакура Бакурадзе. А на набережной Круазетт впервые заработал российский павильон. Поэтому фестиваль для нашего кино можно считать не просто успешным, а переломным. Ведь до недавнего времени в Канне знали из наших только Михалкова, Сокурова да Лунгина. Теперь этот список значительно помолодел и расширился.На Московском международном кинофестивале Россию будут представлять две картины – “Сад” режиссера Сергея Овчарова, а также “Однажды в провинции” Екатерины Шагаловой. Украину будет представлять фильм Романа Балаяна “Райские птицы”, в котором снялся Олег Янковский. Напомним, 30-й ММКФ пройдет в Москве с 19 по 28 июня. В составе жюри в этом году ожидают знаменитую шведскую актрису Лив Ульман.В течение 18 часов боролись с огнем 400 пожарных в одном из павильонов голливудской студии Universal. Убытки исчисляются десятками миллионов долларов.Пожар, в частности, уничтожил площадку, на которой снимались “Парк Юрского периода”, “Инопланетянин”, “Назад в будущее”, аттракцион “Кинг-Конг” и три квартала декораций из фанеры. По закону подлости как раз в минувшее воскресенье Тимур Бекмамбетов закончил там работу над специальной российской версией фильма “Особо опасен”. Сам режиссер, ставший очевидцем катастрофы, считает, что, вполне вероятно, придется заново сводить русский вариант ленты.