В Стокгольме решают судьбу Нобелевской премии по физике
Нобелевский комитет пытается выбрать самого достойного лауреата премии. По мнению экспертов, награду должны получить "авторы" бозона Хиггса, но не исключают, что приз может уйти к обнаружителям первых планет за пределами Солнечной системы или создатели "шапок-невидимок".
Мнение экспертов разделяется только в том, кто еще помимо самого Хиггса может получить Нобелевскую премию. Суть в том, что так называемый механизм Хиггса, обеспечивающий массу элементарных частиц, был предсказан не одним только британским физиком Хиггсом.Сама идея была впервые предложена тоакже не Хиггсом, а американским физиком Филипом Андерсоном в 1962 году, а полное название этого механизма: механизм Энглера-Браута-Хиггса-Гуральника-Хагена-Киббла. Браут уже скончался, поэтому Нобелевскому комитету придется выбирать из пятерых — премию в каждой из номинаций могут получить только три человека.
В том, что награду должен получить сам Хиггс, у многих сомнений, однако все уверены, что если его не наградят, то разразится скандал.
"Вокруг бозона Хиггса было много шума, создалась впечатление, что это открытие всех времен. В то же время это лишь некоторое предсказание Стандартной модели, и на мой взгляд… нет 100%-ной гарантии, что Нобелевский комитет пойдет по легкому пути и присудит премию за подтверждение Стандартной модели", — сказал нобелевский лауреат Андрей Гейм РИА Новости.
По мнению Гейма, нобелевской награды заслуживает открытие экзопланет. Премию по физике могут присудить ученым из Швейцарии Мишелю Майору и Дидье Келозу, а также американскому профессору Джеффри Марси.
Возможным лауреатом также считают британского исследователя Джона Пендри, создателя первого "плаща-невидимки", российские эксперты называют Виктора Веселаго — ученого, который в 1967 году предсказал возможность их получения.
Церемония награждения лауреатов пройдет в Стокгольме 10 декабря в день кончины основателя Нобелевских премий — шведского предпринимателя и изобретателя Альфреда Нобеля.
В прошлом году Нобелевскую премию по физике присудили французу Сержу Арошу и американцу Дэвиду Уайнлэнду "за новаторские экспериментальные методы, позволяющие измерять и контролировать отдельные квантовые системы".