Завершился XV международный фестиваль анимационных фильмов фестиваль анимационных фильмов

Общество

XV МЕЖДУНАРОДНЫЙ фестиваль анимационных фильмов КРОК совершил роскошное путешествие по северу России, по его озерам и рекам на теплоходе «Виссарион Белинский». Никто, конечно, не утопал в излишествах, жил себе вполне пионерской жизнью, поднимаясь по громкому голосу из радиорубки, призывавшему на ранний завтрак и 9-часовые утренние просмотры анимационных программ. Роскошен был сам маршрут: Санкт-Петербург–остров Валаам–деревушка Мандроги (придуманное поселение в стиле а ля рюс, где и жителей-то нет, только сезонный обслуживающий персонал)–Кижи–Горицы (с посещением Кириллова и его знаменитого монастыря)–Ярославль–Москва.На каждой остановке мультипликаторы выходили погулять, а заодно и прогулять своих собачек. А иногда и не выходили, продолжая смотреть фильмы, созданные молодыми режиссерами анимационного кино всего мира.Поскольку учрежден КРОК двумя странами: Россией и Украиной, – каждый год гости и участники фестиваля рассекают попеременно то воды Украины, то России. Соответственно и руководят фестивалем сразу два президента: от Украины – режиссер Давид Черкасский, от нас – знаменитый Эдуард Назаров, некогда придумавший анимационный облик Винни-Пуха и снявший немало хороших фильмов (например, «Жил-был пес» и «Путешествие муравья»).Отборочную комиссию возглавляла режиссер Мария Муат, отсмотревшая со своими коллегами порядка 600–700 фильмов, из которых было выбрано 129 из 33 стран. Международное жюри под председательством французского режиссера Мишеля Осело в итоге присудило Гран-при бельгийской ленте «Странник» Йоана Польфора, одарив его также денежным вознаграждением в размере $7000. Это экранизация поэмы Шарля Бодлера, что само по себе заслуживает уважения и внимания.Бельгия и ее киношкола КАСК отмечены также спецпризом жюри за лучшую программу в целом. Хотя были яркие картины из Германии и Франции. Российские фильмы тоже не остались без внимания: призами отметили уже знаменитую в кинематографических кругах «Девочку-дуру» Зои Киреевой и «Рукокрылого» Вадима Оборвалова.Но главным испытанием для молодых мультипликаторов стало даже не ожидание вердикта жюри, а «разбор полетов», который устраивали после просмотра блока конкурсных фильмов. Самым строгим судьей тут стал Юрий Норштейн. Наверняка, всем, подвергшимся «порке», этот день запомнится как очень важный в их молодой биографии. А «пороть» было за что. За невнятность высказываний и сюжета, за неумение довести свою мысль до конца. Анимация ведь – штучный товар, требующий и мастерства, и таланта, и особого склада души. Такое богатство еще надо нажить.К примеру, Зоя Киреева работает на анимационном поприще давно, знает труд мультипликатора от и до. Работала на чужих проектах оператором. И наконец выпал случай: появилась возможность запуска четырех дебютных картин. Троих режиссеров нашли, а четвертого нет. Сказали: «Зоя, попробуй!» А ей и в голову подобное не приходило, отказывалась поначалу. Слава богу, отважилась – и вот теперь мы имеем прелестную «Девочку-дуру» про первую детсадовскую любовь, которая частенько в несколько ином варианте перекочевывает во взрослую жизнь.Героями фильмов становились не только девочки, но в большом количестве бабушки, которых вечно кто-то унижал и обижал. Всякого рода пищевые продукты вели свою вполне одухотворенную жизнь и тоже преодолевали трудности на консервных фабриках и в домашних холодильниках. Побеждали в итоге в зрительском сознании те фильмы, что отличались простотой и отсутствием вычурности. Те, где важна каждая мелочь, где нашел отражение собственный авторский голос.Кажется, так просто – пропусти через себя, и все получится. Но, выходит, это самое сложное испытание.В свободное от просмотров и обсуждений время кроковцы устраивали сами себе развлечения. Пели частушки, веселились на карнавалах, где демонстрировали свои актерские таланты. Наряды придумывали из всего, что было под рукой. А тема карнавала заявлена была кулинарная – вот и оторвались шутками про ресторан, в котором столовались на корабле.Председатель жюри господин Осело нарядился в женское платье, закрыл лицо как восточная женщина, и так и не был узнан в течение всей бурной карнавальной ночи. А пиком увеселений стала импровизированная свадьба Вадима Жука и его супруги художницы Марины Курчевской. Пять лет назад они поженились и медовый месяц провели на КРОКЕ. Теперь же, отмечая первый юбилей, Марина угощала собравшихся свои фирменным соленым крыжовником. Украинские коллеги подарили юбилярам бутыль самогона и шматок сала.

amp-next-page separator