Загадка легендарной библиотеки царя всея Руси Ивана Васильевича продолжает томить кладоискателей

Общество

Тайна библиотеки Ивана Грозного будоражит умы уже много столетий. Найти библиотеку – едва ли не заветнейшая мечта всех кладоискателей нашей страны.Им, однако, противостоят скептики, которые уверены: поиски библиотеки – дело безнадежное, никакого подземелья с сотнями сундуков уникальных книг просто нет.И все же… Известно, что царь Иван IV был образованным человеком и владел обширной, ценной библиотекой.Книги времен Ивана Грозного, в том числе и с его собственноручными пометками, имеются в российских музеях и библиотеках. Часто, когда говорят о «библиотеке Ивана Грозного» (а ее порой на старинный манер именуют «либерией»), имеют в виду два разных собрания книг.Во-первых, существовало собрание, созданное самим царем. Во-вторых, есть сведения о том, что византийская принцесса Софья Палеолог привезла с собой в приданое московскому царю Ивану III коллекцию редких изданий. Наиболее восторженные оптимисты верят, что среди книг, доставленных Софьей, были труды древних авторов, считающиеся утерянными или вовсе неизвестные современным исследователям.Начнем со второй версии. Софья, безусловно, была женщиной образованной и книги у нее, скорее всего, действительно были. О приезде Софьи в Москву говорится в русских летописях. Упоминается, что при ней был караван из 70 подвод. Кладоискатели предпочитают думать, что все они были заполнены книгами. Но в таких ли фантастических количествах? Константинополь, где хранилась библиотека византийских императоров, турки захватили в 1453 году. Софье тогда было 12–13 лет. А в Московском княжестве она появилась лишь в 1472-м. Почти 20 лет принцесса жила под присмотром Папы Римского. Отец Софьи был младшим братом последнего византийского императора.Через 7 лет после падения Константинополя он и сам перебрался в Рим, где жил на средства, выделенные ему коллегией кардиналов. Умер он в 1465 году, а Софья продолжала жить на попечении Папы.Софья, получившая в Риме новое имя – Зоя, слыла бедной бесприданницей. Ее трижды пытались выдать замуж. Если бы принцесса были обладательницей ценнейшей библиотеки, сомнительно, чтобы она жила в бедности и считалась бесприданницей. Ведь в допечатные времена книги были большой редкостью, они были очень дороги, причем в первую очередь даже не в силу своей литературной или исторической ценности, а потому, что их переплеты украшались драгоценными металлами и камнями.Скептики ссылаются также на свидетельство ватиканского эмиссара в Москве – Петра Аркудия, который приехал в Россию в 1600 году, через 128 лет после Софьи. Он настойчиво интересовался, какие греческие и латинские рукописи хранятся в столице и могут ли они быть интересны для Ватикана. Не найдя ни малейших следов «библиотеки византийских императоров», он написал в Рим, что такой библиотеки никогда тут и не было, и никаких ценных собраний книг в Москве быть не может, «поскольку русские князья отличались своей необразованностью».Оптимисты считают: это свидетельство и есть надежное доказательство того, что библиотека к тому времени уже была хорошо упрятана, и знали о ее местонахождении только посвященные. И все же интерес Рима на чем-то основывался. Источник, на который ссылаются исследователи – свидетельство Максима Грека, приехавшего в Москву в 1518 году для перевода некоторых церковных книг. Считается, что Василий III, сын Ивана III и Софьи Палеолог, неожиданно узнал о существовании тайника с книгами матери. Якобы он наткнулся на каменный подземный сейф с «мертвыми книгами» – в основном, на греческом языке, которого он не знал. Для перевода и был приглашен Максим Грек. Максим Грек сделал опись найденным книгам по поручению Василия III, но перевести успел очень мало. Попав в немилость к Василию III, он был заключен в тюрьму, а библиотека за ненадобностью была вновь замурована. Однако незадолго до смерти Максим Грек открыл тайну библиотеки юному Ивану Грозному. Вновь была предпринята попытка найти толмача, который смог бы перевести книги на русский язык. Иван Грозный хотел поручить перевод библиотеки пастору Веттерману, переселившемуся из завоеванного Дерпта в Москву, слывшему человеком образованным, благочестивым, знавшего несколько языков, в том числе и греческий. Но Виттерман отказался. И библиотеку вновь замуровали.Подтверждал существование библиотеки и дьяк Макарьев. По заданию царевны Софьи он обследовал подземные ходы Кремля и видел в тоннеле, ведущем из Тайницкой башни через весь Кремль под Арсенальную, в одной из камер через маленькое окошко над железной дверью большое количество кованых сундуков.Макарьев якобы хранил эту тайну до самой смерти, а на смертном одре открыл ее звонарю с Пресни Конону Осипову, который попытался найти тайник, используя момент, когда рабочие по приказу Петра I копали рвы для фундамента будущего Арсенала. И он даже наткнулся на перекрытие этого тайника. Царь Петр заинтересовался кладом и велел его разыскать. Но вскоре Петр умер. Через 10 лет Осипов опять обратился в Сенат, попросив денег и 20 рабочих-арестантов. Но оказалось, что пономарь, скрывший факт первых раскопок, в своей церкви проворовался и надеялся казенными деньгами покрыть недостачу. Раскопки запретили, а Осипова наказали.А в начале XIX века появился некий «список Дабелова». В 1822 году профессор римского права Христиан Дабелов заявил, что в архиве города Пярну обнаружил рукописный каталог библиотеки некоего русского царя. В каталоге говорилось о 800 книгах. Причем в списке значились совершенно уникальные труды, о которых европейские любители старины могли только мечтать – неизвестные работы Тита Ливия, Тацита, Цицерона, Вергилия… Свидетельства Максима Грека и Виттермана сами по себе сомнению не подвергаются, хотя, строго говоря, они доказывают только наличие у царей Василия III и Ивана IV книг на греческом языке, а вовсе не той легендарной библиотеки византийских императоров. Что же касается «списка Дабелова», то, к сожалению, сейчас уже совершенно ясно, что это обыкновенная фальшивка. Окончательно это было доказано в XX веке.В конце XIX века раскопки в Кремле вели немецкий филолог Эдуард Тремер и директор Исторического музея, князь Щербатов. В 1933 году спелеолог и краевед Игнатий Стеллецкий по личному разрешению Сталина проводил собственные раскопки. В 1999 году бизнесмен Герман Стерлигов собирался предпринять раскопки в Кремле, но до реальных работ дело так и не дошло.Все поиски закончились неудачей.«Либерию» так и не нашли.Искали библиотеку Ивана Грозного не только в Москве. Описано около 60 точек – и в столице, и в других русских городах, где, по мнению энтузиастов, может находиться тайник.Серьезные поиски, даже с участием экстрасенсов, предпринимались в Александрове. Ведь и именно здесь в 1564–1581 гг. находилась опричная столица. Опричник Г. Штаден писал в Германию, что в Александровой слободе лежит много денег и добра, которые захватил царь по разным городам (Тверь, Казань, Торжок, Новгород, Псков) и по 300 монастырям вокруг них. В описи царского архива указано, что Иван Грозный лично отобрал и увез в Александрову слободу некоторые книги. Тут, в слободе, английский купец Дежром Горсей летом 1581 г. получил от Грозного Остроженскую Библию, извлеченную из хранилища, которая сейчас находится в Лондонском музее.Про подземелья города Александрова, как и про подземелья Московского Кремля, существует множество легенд и «достовернейших свидетельств». Однако пока все поиски там также закончились ничем.Между тем историки считают, что все намного прозаичнее и искать надо гораздо ближе. Библиотека у Ивана Грозного, безусловно, была. И, вероятно, весьма богатая. В основном это православные книги духовного содержания и исторические летописи. Как единое книжное собрание библиотека не сохранилась и позднее оказалась рассредоточена по разным хранилищам в Москве и Петербурге.Так, например, директор по научной работе Государственного исторического музея, доктор исторических наук В. Егоров уверен, что библиотека Ивана Грозного хранится в Историческом музее.Один из томов с собственноручными пометками царя Ивана IV был куплен писателем Иваном Егоровичем Забелиным на Смоленском рынке. Другой подарен музею богатым купцом, третий – еще кем-то… Напрашивается вывод: во время Смуты и интервенции XVII в. библиотека была просто растащена по Москве и как единое собрание перестала существовать.Пока же поиски царской библиотеки завершаются шумным успехом только в художественных книжках, которых на эту тему написано множество. Но на то она и Большая Тайна, чтобы будоражить умы.

amp-next-page separator