Реклама в истории

Общество

В прошлом номере мы с вами в связи с юбилеем поговорили о дореволюционной рекламе, а сегодня хотим припомнить некоторые моменты из жизни рекламы советской. Хотя – была ли такая? Зачем рекламировать то, что и так отпускается «не больше двух в одни руки»?В числе первых законов новой власти, наряду с декретами о мире и земле, был издан в ноябре 1917-го декрет «О государственной монополии на печатные объявления». Были конфискованы частные рекламные конторы и запрещены платные объявления. Впрочем, в условиях голода и разрухи всякая реклама торговая была бессмысленной. Ее с лихвой заменяла реклама политическая (вспомним знаменитые «Окна РОСТа»). Но с введением НЭПа оживилась и реклама. Наметилось противостояние между частной и государственной рекламой, где активно работали В. Маяковский и А. Родченко. Эти два человека и определили стиль 1920-х: знаменитое «Нигде кроме, как в Моссельпроме» дожило до наших дней. Менее известные: «Лучше сосок не было и нет, готов сосать до старых лет», «Раскупай, рабочий люд! Лучшие галоши привез верблюд» также были знаком времени, оказывали влияние на торговые обороты… Постепенно реклама становилась все более политизированной.«Девушки-красавицы, вы не мажьте рожи, лучше запишитесь в Союз молодежи!» В витринах появились плакаты с коммунистической символикой и выкладки товаров, изображавших серп и молот, пятиконечные звезды. Названия товаров также попали под влияние идеологии: печенье «Пионерия», пастила «Метро строит вся Москва»… Даже на обертках конфет изображались вожди и наркомы.С ликвидацией частника как класса, когда в стране воцарился тотальный дефицит, уже не было необходимости напрягаться: рекламировались лишь экзотические и не слишком популярные продукты: «Всем попробовать пора бы, как нежны и вкусны крабы». Появилась бессмысленная реклама: «Летайте самолетами Аэрофлота», словно можно было улететь на самолетах других авиакомпаний! Такая «реклама» служила неким уличным «украшением», показывающим, что у нас все «как у людей».А с ликвидацией так и не достроенного до конца социализма пришло время настоящей рекламы.Она нас направляет (куда хочет), она нас возмущает своей назойливостью и откровенной (нередко) глупостью, она изменяется вместе с рынком и нашей способностью покупать. Она проникает и в нашу жизнь, и в наш язык: слоганы с рекламных плакатов становятся оборотами разговорной речи. Но о современной рекламе должен говорить не историк. Подождем лет сто, тогда и вспомним о сегодняшних рекламных перлах…

amp-next-page separator