Желтая радость и синяя печаль

Общество

Радость, печаль, гнев, страх — основные человеческие эмоции — отражаются у нас на лице, мы выражаем их словами.Но есть и другие выразительные средства: жесты, движения, рисунок Для того чтобы использовать эти средства, мало испытать эмоции — их надо осознать. Как владеют этим дети и подростки, исследовали московские психологи. Их интересовало, есть ли отличия между теми детьми, которые учатся в обычной школе, и теми, которые получают специальное музыкально-хореографическое образование.Ученые поставили три эксперимента. В первом принимали участие 100 московских школьников в возрасте 9—12 и 14—16 лет. Их просили изобразить четыре основные эмоции на листе бумаги так, чтобы посторонний человек мог их распознать.Разные эмоции у детей ассоциировались с разными цветами. Радость они чаще рисовали желтым, красным, зеленым. Печаль изображали в холодной гамме — голубой, синий, фиолетовый. Гнев представляли сочетанием красного и черного. Страх — обычно черным или коричневым.Даже в расположении рисунков на бумаге можно было уловить закономерности: радость дети обычно располагали в левом верхнем углу, печаль и страх — внизу листа.Во втором эксперименте ученые исследовали, как точно дети могут определить эмоции при прослушивании музыкальных фрагментов, и насколько это зависит от их музыкального образования. Учащимся общеобразовательной школы и школы искусств предлагали прослушать фрагменты из музыкальных произведений, связанные с разными эмоциями. После прослушивания дети описывали свои впечатления на бумаге.Ученики из школы искусств, как можно было ожидать, оказались более точными в распознавании эмоций, их описания были более тонкими и динамичными. Они использовали при этом больше слов.Характерно, что дети без специального образования чаще описывали образы, то есть предметы, события, которые они представляли, слушая музыку, а дети с музыкально-хореографическим образованием излагали свое собственное состояние, внутренние переживания.Психологи считают, что они уделяют большее внимание своему внутреннему состоянию и точнее могут его проанализировать и выразительно описать.В третьем эксперименте учащимся обычной школы и школы искусств предлагали выразить эмоции в пластическом движении, танце.Конечно, дети с хореографической подготовкой, владеющие «языком тела», делали это более ярко и выразительно. Ученики обычной школы были несколько скованными, напряженными, выполняли в основном стандартные движения головы, рук, плеч. Но в то же время в движениях всех школьников можно было уловить общие элементы, связанные с теми или иными эмоциями. Радость передавалась при помощи открытой позы, раскинутых рук, поднятой головы.Печаль сопровождалась опущенными головой и плечами, вялыми расслабленными руками.При гневе дети сжимали кулаки и напрягали челюсть, яростно размахивали руками. При страхе — приседали, вжимали голову в плечи, дрожали.При изображении радости и гнева дети чаще выходили вперед, а печаль и страх выражали на заднем плане. Психологи говорят, что первые две эмоции относятся к открытым, а вторые две — к закрытым.

amp-next-page separator