Звонарь стал диджеем

Общество

Какое отношение к музыкальным инструментам имеют трамвай, цветок, поезд, тройка, пароход, звонок, юбка, погружение под воду, громкоговоритель, окончание школы? Наш ведущий музыкальной полосы Капитан Макс считает, что самое прямое! Все эти слова и понятия объединяет один предмет, изобретенный задолго до начала нашей эры, но ставший музыкальным инструментом сравнительно недавно – около века назад. А играл на нем специальный человек – параэкклезиарх.Речь пойдет о колоколе, вернее, о колоколах. А что до трамвая, поезда, тройки, парохода, то все эти средства передвижения в свое время были оснащены сигнальными колоколами и колокольчиками, имеющими форму известного цветка. Такую же форму имеет и юбка, популярная у модниц, и водолазный колокол, и знакомый всем сельский громкоговоритель. А люди старшего поколения прекрасно помнят дверные звонки-колокольчики и традиционный школьный “последний звонок”.Изготовление и употребление колоколов относится к глубокой древности. Колокола были известны евреям, египтянам, римлянам. Делали их в Японии и Китае. В древности колокола были небольших размеров и клепались из листового железа.Позднее их стали клепать из листовой меди и бронзы, а потом и отливать из специальной колокольной меди. Были колокола и из других материалов. Чугунные, из чистого серебра, стеклянные, даже каменные. Но очень быстро выяснилось, что самый лучший звук дают сплавы. Мастера подбирали ингредиенты методом проб и ошибок и потом хранили и совершенствовали свои секреты веками. Эволюционировало и мастерство звонарей, которые со временем стали довольно уважаемыми в церковной среде людьми. Их должность приравнивалась к обязанностям параэкклезиарха, иначе парамонаря – в просторечии – пономаря.В книге В. Скоробогатова “Колокольная Русь” (Ярославль, 1911 г.) цитируется следующий документ (сохранена пунктуация и орфография оригинала):.”Наверное, есть смысл перевести на современный язык эту древнюю служебную записку. В советское время это выглядело бы так:.[b]Счетовод, член партии, К. Семенов”Если отставить в сторону иронический тон, некоторую курьезность ситуации и религиозно-политическую подоплеку, документ этот нам о многом говорит: во-первых, в середине восемнадцатого века (!) на Руси появился (по крайней мере, один) звонарь, который на свой страх и риск дополнил традиционный набор колоколов на колокольне еще несколькими, настроенными на определенные ноты. Ведь чтобы сыграть даже простейшую народную мелодию (то, “што бабы на селе поют”), понадобилась бы “клавиатура” октавы в полторы. То есть нот восемнадцать-двадцать. То бишь 18–20 колоколов.А во-вторых, благожелатель Киприан пишет, что этот “бой звонил перстами”. Это значит, что ушлый Олешка пользовался не только принятой тогда системой сложного звона при помощи рук и ног, но и собственным ноу-хау – колокольцами с языками, привязанными к ПАЛЬЦАМ.Что было для того времени крайне необычным и авангардным. Это сейчас повсеместно внедрена специальная система управления звоном – совокупность тяг от колоколов в традиционном православном подборе колоколов, приходящих к пульту. Система управления звоном позволяет звонарю управлять всеми колоколами, расположенными на колокольне, без усилий и одновременно. Классический православный подбор делит колокола на 3 группы: самые маленькие – зазвонные колокола – управляются правой рукой звонаря, средние – подзвонные колокола – левой рукой и самые большие – благовестники – правой ногой.Но такая система свойственна только ОТЕЧЕСТВЕННОЙ конструкции колоколов. Колоколов, в которых звук воспроизводится при помощи раскачивания языка (!) А не самого колокола, как это было спокон веков принято в других странах в их колокольных конструкциях. Например в курантах. Уж не знаю, чего там иностранцы намудрили? Ведь понятно, что язык раскачивать значительно легче, чем сам тяжеленный колокол. Такой, например, как многотонный “Царь”.Особое место среди всех в мире колоколов, занимает “Царь-колокол”. Его литье завершилось 25 ноября 1734 г.Высота колокола – 6 м 14 см, диаметр – 6 м 60 см, вес – 12 327 пудов (202 тонны). Состав сплава: меди – 84,5%, олова – 13,2, серы – 1,2, золота – 0,036 (около 72 кг), серебра – 0,25 (около 525 кг).До весны 1735 г. колокол оставался в литейной яме – производились работы по тонкой очистке и отделке барельефов, которыми богато была украшена его поверхность. 29 мая в Москве случился большой пожар, загорелись и деревянные постройки над литейной ямой.При тушении огня от сильного перепада температур колокол дал 11 трещин, от него откололся кусок весом 11,5 т. Наконец, через 100 лет в 1834 г. колокол подняли из земли и установили на гранитный пьедестал. Были смелые решения о спайке отломившейся части, но все это осталось в теории.Существует, правда, компьютерная модель гипотетического звука “Царь-колокола”, рассчитанная с помощью новейших программ, но насколько она близка к оригиналу, мы можем только гадать. [i]На Руси издревле считалось, что колокольный звон лечит все болезни.Перед тем как сесть писать эту статью, я купил и прослушал два диска с записями звонов. Старинных, церковных и относительно новых, специально написанных композиторами и сыгранных при помощи современных систем игры на колоколах. Слушал, кстати, на очень хорошей аппаратуре. Впечатления сильные. Но не такие потрясающие, как три года назад в Угличе на “Празднике звонов”. Я думаю, дело здесь в ЖИВОМ звуке. НИКОГДА прослушивание даже высококлассной записи не сравнится с личным присутствием на концерте.А в нашем, “колокольном”, случае в восприятие вмешивается и технологическая составляющая. Не зря мастера веками “колдовали” со сплавами, не зря передавали свое искусство из рода в род. И вполне возможно, что какие-то особые, порою даже не слышимые ухом колокольные обертона, которые не может воспроизвести ни один динамик, запускают у человека специальные процессы, благотворно влияющие на его жизнедеятельность.Здесь должны сказать свое слово ученые – специалисты по волновой теории звука.[/i] Немка София-Фредерика-Амалия, принцесса Ангальт-Цербстская, став императрицей Екатериной Великой, влюбилась в русские колокола. Она могла слушать их часами. Торжественный звук колоколов ассоциировался у неё с победами. “А ну, задайте им звону!” – напутствовала Екатерина полководцев перед походом. Такое вот придумала выражение. А слов на ветер она не бросала.[b]ЧИТАЕМ ВМЕСТЕТатьяна ПОРТНОВА, депутат Мосгордумы:[/b]

amp-next-page separator