Детали для боевого самолета продавали в розницу

Происшествия

Обыватель называет такую деятельность шпионской. Но лазейки в законодательстве дают возможность «коммерсантам» именовать свои незаконные операции «бизнесом» и организовывать контрабандный вывоз за рубеж военной продукции в ущерб обороноспособности и репутации нашего государства.Дело стало раскручиваться с малого. Сначала появилась информация о том, что некий китайский «бизнесмен» активно интересуется деталями пользующегося популярностью за рубежом истребителя Су-27. Затем в поле зрения сотрудников Управления ФСБ РФ по Москве и Московской области попали некоторые участники гешефта. А немного позже стали известны имена всех, кто составлял длинную цепочку «продавцов», посредников и контрабандистов.В отношении большинства участников группы, усилиями которой до определенного момента весьма успешно товар двигался в сторону границы с Китаем, уголовное преследование было прекращено. Все они признали факт контрабанды, но уверяли, что не имели понятия об истинном назначении прибора, не знали, где он применяется.Реальный срок наказания получили только организаторы и главные фигуранты этой истории. Каждый из них, в соответствии с выявленными следствием «талантами», получил от трех до шести с лишним лет лишения свободы. И срок они, скорее всего, отбудут в полном объеме, как это предусматривает наше законодательство.Любопытно, что «мотором» сделок был некий Кошкин, а его оппонентом с китайской стороны оказался человек с вполне созвучной фамилией Мяо.В другом эпизоде Кошкин лично выступал в качестве исполнителя преступления. Он передал своему знакомому для отправки в КНР авиаприбор военного назначения, сообщив при этом лишь расплывчатое название технологической детали. В таможенных документах он был задекларирован под вымышленным названием.– Махинаторы могли отправлять деталь военного самолета под видом… бытового дачного насоса, – поясняет следователь УФСБ РФ по Москве и Московской области. – И проверить преступников реально никто не мог. Нельзя же в самом деле требовать сертификат на каждую мелочь, которую предприниматель везет через границу. Если следовать логике, то товарооборот просто рухнет.Любопытно, что практически все участники сделки отдавали себе отчет в том, что совершают противоправные деяния. А некоторые, имея за плечами длительный опыт работы в авиации, отлично знали, что именно передают за границу. Но их это нисколько не смущало. Не смущало и то, что действия наносили вред и обороноспособности, и экономике страны.– А ведь когда-то они защищали интересы Родины, – продолжает следователь, – имели поощрения, были на хорошем счету. Но вот ситуация изменилась, и все они превратились в обыкновенных крыс, тащащих все, что плохо лежит, и не задумывающихся о последствиях своей деятельности для государства, которое дало им все.Интересно, что сам Кошкин жил довольно «скромно»: квартира в элитном районе Москвы, родственники, обеспеченные добротной жилплощадью, дача в ближнем Подмосковье, машина…Одним словом, все как у людей. Под стать ему были и подельники. Они тоже не бедствовали, не голодали. На предательство интересов государства их толкнула не нужда и голод, а самая обыкновенная жажда наживы.Правда, в отличие от Кошкина, тот же Сазонов своей вины не отрицал. И в какой-то степени даже сотрудничал со следствием. Чего не скажешь о Кошкине. Тот четыре раза менял адвокатов, не признавал своей вины. Как-то раз в сердцах даже заявил следователю: «Да за что вы меня прессуете? Я фуфло продал, фактически диверсию против КНР провел. Их самолеты биться будут. Мне за это еще медаль надо давать...» Путать государственную казну и личный карман – еще не самое страшное. Ну бывает, а уж сегодня довольно часто. Но ведь в подобных случаях бывают и более серьезные последствия.Фактически Кошкин продавал «некондицию», то есть брак, для мощного военного летательного аппарата. И легко представить себе, чем это могло обернуться: авиакатастрофой, гибелью машины, пилота, а возможно, и людей на земле. И, что очень важно в данном случае, все «стрелки» были бы переведены на Россию. Дескать, понятно, почему самолет разбился – сделано-то в России! И даже если до катастрофы дело не дойдет, ущерб деловой и политической репутации будет нанесен.За примерами далеко ходить не надо. Один из основных потребителей российского вооружения – Алжир, закупивший у нас партию МиГ-29УБТ, расторг контракт и вернул самолеты в Россию именно из-за того, что они были укомплектованы некондиционными узлами и агрегатами. Кстати, директор коммерческой фирмы, который их поставлял, даже получил в апреле текущего года семь лет лишения свободы (правда, условно), да еще в придачу сто тысяч рублей штрафа (в то время как одна лишь небольшая деталь из номенклатуры иностранных заказов с лихвой его окупит).По словам оперативников, многие готовившиеся «на экспорт» детали были такого качества, что на них было страшно смотреть, не то что ставить узлы на самолеты и поднимать машины в небо. Тем не менее отечественные Кулибины не только умеют «впарить» залежалый товарец неприхотливым заграничным коробейникам, но и получать за него неплохие дивиденды.– Иногда доходило до абсурда, – вспоминает оперативник. – Один из посредников попросил такого «умельца» добыть некую деталь: «Сможешь к завтрашнему дню?» «Умелец», не моргнув глазом, ответил: «Никаких проблем, старик! Доверься мне, и все будет o’key!» В ту же ночь снял нужный прибор с действующего самолета! Были и другие не менее интересные случаи.Каждая деталь, как и любой продукт, в том числе и технологический, имеет свой срок годности. Но это аферистов нисколько не смущало. Они отчищали старые узлы и агрегаты, покрывали их лаком, изготавливали специальную упаковку и подделывали маркировку. После этого детали «второй свежести» уходили как горячие пирожки на привокзальной площади…Материалы уголовного дела составили девять полновесных томов. А само расследование этой непростой истории длилось несколько лет. Дело в том, что установить всех участников цепочки, многие из которых скрывались под вымышленными именами, оказалось очень сложно.– Тем не менее круг этих «профессионалов» достаточно узок, – заканчивает рассказ следователь. – И мы примерно предполагали, кто и что делал. И знаем даже, кто был в курсе этих «проказ», но предпочел оставаться в стороне. Вы бы только видели, какие «уважаемые» люди прибегали к нам ходатайствовать за неудавшегося коммерсанта Кошкина! Криминальный бизнес, в который прямо и косвенно вовлечено значительное количество людей, приносит немалую прибыль. Достаточно сказать, что цена каждой детали росла в геометрической прогрессии, в зависимости от удаления от первоисточника и приближения к покупателю. И вряд ли в ближайшее время этот бизнес угаснет. Риск того стоит.Экспорт военной продукции за рубеж, в том числе и боевых самолетов различных модификаций, постоянно растет. Машины летают, их «начинка» приходит в негодность, а покупать и осуществлять регламентные работы надо по ценам производителя. Многим новым владельцам это кажется слишком дорого. Вот и отправляются коробейники в поисках запчастей на родину самолетов и вертолетов, какой до сих пор является Россия.А где же господин Мяо – может поинтересоваться читатель, – что же он сказал по поводу случившегося? Должен огорчить читателя. Что именно сказал Мяо, мы никогда не узнаем. С тех пор как стало известно о «шалостях» его бизнес-партнеров, он носа не кажет в Россию. И вряд ли в ближайшей перспективе это у него получится. Но можно не сомневаться, ему-то есть что сказать.[b]ЧИТАЕМ ВМЕСТЕАлександр СЕМЕННИКОВ, депутат Мосгордумы:[/b]

amp-next-page separator