Борис Хлебников: «Съемки – как поездка в пионерлагерь»
Новый фильм Бориса Хлебникова «Сумасшедшая помощь» открыл российскую программу XXXI ММКФ. Его называют «русским Джармушем», а он, похоже, не обращает никакого внимания на суету успеха и шум в прессе. Не любит громких фраз и на вопрос: «Чем вы занимаетесь в свободное время?» беспафосно отвечает: «Выпиваю с друзьями».– Вы учились в Московском педагогическом институте, мечтали стать биологом. И вдруг – ВГИК, киноведческий факультет. Но с дипломом киноведа вы становитесь кинорежиссером. Как это вышло?[/b]– Биологом я хотел быть с детства. Часто повторял это, но в какой-то момент понял, что на деле уже думаю о другом. Сначала я прошел через чистое киноманство, потом поступил во ВГИК: не решился на режиссуру и подал документы на киноведение.– На самом деле я не люблю поэтическую ерунду, и мне не нравится Коктебель – грязное шумное место. Все очень прозаично и просто. Дело в том, что он нам был нужен по сценарию: мальчик ищет Коктебель на карте и не находит его – там значится Планерское.Появился фильм, а год спустя – и кинокомпания. Ее организовал наш продюсер Роман Борисевич, с которым я снял все три мои картины. А потом я принес ему наш с Лешей Попогребским сценарий «Коктебеля», и Роману удалось получить в Госкино финансирование.– В одном из интервью вы сказали, что вас раздражает жанр притчи и снимать вы хотите «простые истории про Васю, про Петю…» Подпишетесь под этими словами и сегодня?[/b]– Подписываюсь!– Вовсе нет! Каждая история требует своего киноязыка. Для меня нет таких понятий, как арт-хаус или жанровое кино. Что такое «Бумер»? По мне, так это арт-хаус и лучший российский фильм последних девяти лет. А «Челюсти» или «Терминатор»? Тоже настоящее авторское кино.Я делю кино только по одному принципу: хорошее или плохое. Когда режиссер влюбляется в историю и рассказывает ее со страстью – это авторское кино. И замечательно, если при этом есть талант разговаривать с огромной аудиторией. А вообще как зритель я люблю боевики.– Их много, и я боюсь когото не назвать. Вначале для меня главным именем в кино был Боб Фосс: его «Кабаре» было моим любимым фильмом. Потом – Лукино Висконти.Сейчас это не имеет ко мне отношения. Все изменилось, и сегодня я бы назвал другое имя: Джон Кассаветес. Время идет, человек взрослеет, меняются и его взгляды, пристрастия, отношение – тоже. Это естественно.– Как изменились ваши представления о кино?[/b]– Меня стала меньше интересовать форма. Это все-таки довольно прикладная вещь. Должно быть равновесие между формой и содержанием.Кстати, сегодня «Коктебель» мне кажется манерным, совсем студенческой работой.– Это для меня принципиально. Но кино не похоже на театр: там люди работают бок о бок каждый день и общаются 24 часа в сутки. У нас же тесное общение и совместная работа происходят раз в два года.Это не общая жизнь, а как поездка в пионерлагерь.– Мне интересны и те, и другие. Неважно, известен актер или нет, нужно, чтобы он соответствовал персонажу.Вот в «Сумасшедшей помощи» снялась Анна Михалкова. Она прочитала сценарий и сразу согласилась. Аня – абсолютно выдающаяся актриса.– Мы обговаривает с актерами предстоящую сцену и начинаем снимать. Репетировать – это неправильно для кино. Мне интересно, что актер сам думает о своем герое и ситуации. Иногда я думаю примитивнее, беднее, чем исполнитель. И потом, пленка – не такая уж дорогая вещь, чтобы на ней нельзя было посмотреть «репетицию». В большинстве случаев именно она и оказывается самой хорошей.– Как возникла идея фильма «Сумасшедшая помощь»?[/b]– В какой-то момент мне очень захотелось снять Евгения Сытого (), который играл и в «Коктебеле», и в «Свободном плавании», в главной роли. Мне показалось, что будет забавно, если он сыграет белоруса, приехавшего в Москву на заработки и потерявшегося здесь. И вот два года назад мы с Лерой Гай-Германикой отправились в белорусскую деревню и сняли там документальную ленту о парне, который собирался поехать в Россию, чтобы подзаработать. Потом со сценаристом Сашей Родионовым собирали документальный материал. Так накопилась солидная база. Но ничего из тех реальных историй в фильм не вошло. Однако все пригодилось: мы были вооружены неким знанием, которое не давало соврать.– Его придумал мой старший сын. Я рассказал ему сюжет, и он предложил назвать эту историю «Сумасшедшей помощью». Мне понравилось – оно «неправильное», так кино не называют. Но по ощущению это очень точно.– Пишем с Сашей Родионовым новый сценарий. Это будет нечто вроде вестерна. История про российского фермера, который пытается организовать ферму в небольшой деревне. Для меня что-то написать – мучительная история.За столом это никогда не происходит. Мы обговариваем все с Сашей, и он пишет.– Это невозможно, да и не нужно – ни ему, ни мне. С «Коктебелем» был особый случай.Все сложилось отлично, мы поддерживали друг друга и учились друг у друга. С Лешей мы знакомы с 10-го класса, нас познакомили общие друзья.По своим привычкам мы совершенно разные люди, но мне ни с кем не было так интересно разговаривать, общаться, как с ним. Мне нравятся его фильмы, мы продолжаем дружить, но кино снимаем каждый свое.– Смотрите свои фильмы, когда их показывает телевидение?[/b]– Никогда не пересматривал ни один свой фильм. А телевизионную антенну я обрезал еще 12 лет назад, когда сын стал смотреть все подряд, что меня очень раздражало. Я покупаю ему диски, он смотрит, что хочет, но про телевизор мы забыли. Но вот только что я закончил съемки для телевидения. Это многосерийный детектив под названием «Черчилль» – так прозвали главного героя. Он выходит на телеэкраны осенью. В работе над ним участвовали несколько режиссеров, в том числе Николай Хомерики, Дуня Смирнова, Оксана Бычкова, Андрей Прошкин. У каждого из нас было по две серии. Для меня это первый опыт таких съемок: две серии я снял за 10 дней.– Нет! Размеренность – не для меня. Наверное, каждому в жизни нужен уют в той или иной степени, но главное заключается в том, на что человек готов пойти ради этого.– В Москве. Я родился, вырос и живу здесь. Всю жизнь – в десяти шагах от Киевского вокзала. Я не путешественник по натуре. И всегда хочу домой.Ему только 36. В большое кино он пришел шесть лет назад с картиной «Коктебель», которую снял вместе с другим дебютантом Алексеем Попогребским. Фильм сразу же попал в конкурс XXV Московского международного кинофестиваля и получил Специальный приз жюри. А на Каннском кинофестивале его отметили призом ФИПРЕССИ «Открытие года».[b]ЧИТАЕМ ВМЕСТЕИван НОВИЦКИЙ, депутат Мосгордумы:[/b]