Еще раз об инклюзивном образовании

Общество

В НАШЕЙ стране десятилетиями сложилась система по раздельному обучению здоровых детей и ребят с ограниченными физическими возможностями. Для детей с инвалидностью созданы специализированные профилированные по заболеванию школы. У такой системы есть свои плюсы и минусы. С одной стороны, в этих учреждениях созданы особые условия для занятий с такими детьми, работают врачи, специальные педагоги. Но во многом из-за этой обособленности в детстве разделение общества на здоровых и инвалидов сохраняется на протяжении многих лет. В результате обучения детей-инвалидов отдельно от всех остальных их конкурентность на образовательном рынке невелика, уровень подготовки, как правило, ниже, и тяга к продолжению образования невелика по сравнению с остальными выпускниками школ.Альтернатива такой системы – совместное обучение здоровых детей и ребят с ограничениями физического развития в обычных, общеобразовательных школах, такое инклюзивное образование – одна из форм активной интеграции детей с ограниченными физическими возможностями в общество. Совместное (инклюзивное) обучение признано всем мировым сообществом наиболее гуманным, поэтому это направление стало одним из главных в российской образовательной политике. Положения инклюзивного образования закреплены в российских государственных документах (Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года, Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года и т. д.).Совместное образование уже признано приоритетным, но готовы ли принять это люди, каждый конкретный человек, будь он инвалид или здоровый россиянин? Центром социальной политики и гендерных исследований был проведен опрос среди разных групп населения, чтобы выяснить, насколько готово общество к образовательной инклюзии (совместное образование). Оказалось, что большинство россиян, как инвалиды, так и относящие себя к здоровым людям, считают, что обучение детей-инвалидов должно проходить именно в специализированных школах – так считает около 62 процентов всех опрошенных. Причем больше всего сторонников такого раздельного обучения – это инвалиды по слуху и инвалиды по зрению. А вот каждый четвертый инвалид с нарушением опорно-двигательной системы допускает и даже приветствует совместное обучение в общеобразовательных школах.По мнению экспертов Центра социальной политики и гендерных исследований, с российскими педагогическими традициями и сложившейся системой специальных учебных заведений необходимо считаться. Но если родители ребенка-инвалида хотят обучать его в обычной общеобразовательной школе, такое право у них должно быть. При этом, по мнению как зарубежных, так и отечественных экспертов, обучение ребенка-инвалида в массовой общеобразровательной школе не только полезно, но и экономически выгодно для государства. Дело в том, что бюджет специального образовательного учреждения в разы превышает стоимость обучения ребенка с инвалидностью в массовой школе, и даже переоборудование массовой школы для удобства инвалидов не пробьет брешь в бюджете.В результате проведенного опроса стало ясно, что пока большинство школ и высших учебных заведений не готовы к встрече с учащимися-инвалидами: нет специальных программ, нет обустроенной среды – помещений, специальных лестниц, подъемников, даже спецклавиатур у компьютеров и т. д. Но постепенно отношение к инклюзивному образованию все-таки меняется, новые школы строятся с учетом нужд людей с ограниченными возможностями, а колледжи и вузы создают спецгруппы для таких учащихся.[b]КстатиНа приоритет развития интегрированного образования указывалось еще в 2001 году в докладе Государственного совета РФ «Образовательная политика России на современном этапе»: «…Дети, имеющие проблемы со здоровьем (инвалиды), должны обеспечиваться государством медико-психологическим сопровождением и специальными условиями для обучения преимущественно в общеобразовательной школе по месту жительства и лишь в исключительных случаях – в специальных школах-интернатах…»[/i]

amp-next-page separator