Помочь ближнему как брату во Христе

Общество

…Кто знает, кто помнит, когда и как возникали самые первые сообщества людей, которых природа ли, жизнь ли, другие ли люди лишали возможности видеть мир вокруг, слышать звуки, передвигаться быстро и легко, преодолевая без труда любые преграды, как это делают другие?[i]Проходили калики деревнями,Выпивали под окнами квасу,У церквей пред затворами древнимиПоклонялись Пречистому Спасу.[/i]Наверное, так всегда было на Руси, да только ли на ней? Убогие, увечные, обиженные судьбой сбивались вместе и странствовали, помогая друг другу и делясь друг с другом своими горестями и заботами. Ведь кто поймет тебя лучше, если не такой же, как ты сам, кто испытал то же: страдания от боли – телесной и, что еще страшнее, от боли душевной – от непонимания, отторжения и ухмылок окружающих… Где могли общаться больные хроники и калеки? Как складывалось отношение общества к таким людям? Что делали для них власти? Эти вопросы неразрывно связаны с понятиями милосердия и благотворительности.Летописи сохранили свидетельства благотворительной деятельности русских князей. Во времена святого равноапостольного князя Владимира, которого называли «истинным отцом бедных», был заведен порядок, когда любой убогий мог приходить на княжий двор и получать «всякую потребу, питье и яствы...» Для больных, которые не могли дойти до двора, хлеб, мясо, рыбу, овощи, квас развозили по улицам княжеские люди. Владимир Мономах так поучал своих детей: «Страх имейте Божий в сердце и милостыню творите нескудно потому, что здесь начало всякому добру». Летописец воздает должное и его внуку, Андрею Боголюбскому, за то, что был он «кормитель чернецам и черницам и убогим...» И, конечно, над всеми деяниями русских правителей, начиная с Владимира Святого, сиял завет Христа – «Любите ближнего, как самого себя».С введением на Руси христианства появился и первый «ответственный» за благотворительность и призрение – Церковь.Помочь ближнему как брату во Христе – этот призыв, раздававшийся с амвона, был подхвачен и распространен по всему государству. Церковь взяла под свое покровительство бедных, больных, сирых и убогих, зачислив их по Уставу Святого Владимира в число людей церковных. Церковные же люди жили от подаяний и приношений благих, либо живя при церквах и монастырях, либо побираясь и прося Христовым именем по дворцам и дорогам.Но в 1682 году указом царя Федора Алексеевича определяется построить в Москве две богадельни, «чтобы впредь по улицам бродящих и лежащих нищих не бывало». Первую строили при Никитском монастыре, вторую неподалеку – на Гранатном дворе. Этот же указ призывает отделить действительно бедных и неимущих от тунеядцев, которые «по домам ходя, только примечают, как кто живет и как его дом, где малолюдство, кого днем или ночью покрасть...»Петр I повел беспощадную войну не только с профессиональным нищенством, но и с теми, кто его поощрял, подавая милостыню. Под угрозой штрафа ее запрещено подавать, за этим следят специально назначенные люди. Нищенство признается злом общественным, а частная благотворительность объявляется пособницей этому злу.Зато правительство продолжило со рвением устраивать богадельни и «госпитали». Призрение больных и нуждающихся поручается монастырскому приказу. И если в конце XVII века в столице было восемь–девять богаделен, где содержались лишь четыре сотни призреваемых, то уже в начале XVIII века появляются одна за другой новые богадельни.Всего к 1718 году в Москве было уже около 90 таких заведений, а призреваемых – около 4000. Так, печально или скандально известная сейчас Матросская Тишина, лишь потом ставшая тюрьмой для государственных преступников, была построена первым императором России на тихом левом берегу Яузы для больных и увечных матросов.Призрение бедных лишь за счет государственной казны – занятие разорительное. И Петр обращает свой взор к монастырям, которые к тому времени владели огромными капиталами и многими землями. Часть их доходов было решено употребить на дело общественного призрения.На служителей монастырей была возложена и еще одна забота: при монастырях учреждались приюты и школы для сирот, больницы и богадельни для больных, престарелых и увечных.Последующие правители России не так сурово взирали на приметы частной благотворительности, а во времена Екатерины II она уже была окончательно реабилитирована. Так, организованный на частные средства Воспитательный дом на Солянке становится самостоятельным ведомством, причем роль частных благотворителей сводится к пожертвованиям.Следующей интересной «новинкой» Екатерины было устройство особых больниц, «пристройство безумных». Но, пожалуй, самый заметный след в деле развития российской благотворительности оставил знаменитый указ императрицы, изданный в 1775 году, о создании в составе губернских учреждений приказов общественного призрения (прообразов нынешних управлений социальной защиты). Им вменялось в обязанность устройство народных школ, сиротских домов, больниц, убежищ для неизлечимых больных, домов для умалишенных, богаделен, работных и смирительных домов.Делая ставку на государственные структуры, Екатерина II разрешает устраивать благотворительные заведения частным лицам и обществам, которые занимаются благотворительностью не по должности, а по моральным либо религиозным побуждениям.Вскоре в России появились организации, «на особых основаниях управляемые», то есть не подчиненные никакому министерству. Это в первую очередь Ведомство учреждений императрицы Марии.Мария Федоровна, жена Павла I, продолжила дело, начатое Екатериной, и значительно продвинула его вперед. Например, воспитательные дома должны были не только призревать детей с момента их рождения, но и заботиться о дальнейшей судьбе воспитанников, в частности об их образовании.Для этого при обоих воспитательных домах – московском и петербургском – устраивают классы, отделения и школы. Императрица курирует строительство новых богаделен, в том числе для питомцев воспитательных и инвалидных домов и приютов, и оказывает покровительство всей системе благотворительности. К управлению благотворительным хозяйством стали широко привлекать общественные силы, известных и уважаемых людей.Спустя пять лет Александр I учреждает Филантропическое, в дальнейшем – Императорское человеколюбивое общество.В отличие от Ведомства учреждений императрицы Марии, Императорское человеколюбивое общество содержало к тому же дома с бесплатными и дешевыми квартирами, ночлежные приюты, столовые и тому подобное. К началу XIX века относится и постройка в Москве Шереметевского странноприимного дома для неимущих и больницы при нем (ныне – Институт скорой помощи им. Склифосовского).Шестидесятые годы XIX века в России – время перемен, главная из которых – отмена крепостного права. Оживилась политическая, экономическая и общественная жизнь. Появились новые структуры государственного самоуправления. Земское (1864 г.) и городовое (1870 г.) положения соответствующим образом отразились и на общественном призрении... (.)

amp-next-page separator