От Мономаха до Лужкова
Среди героев книги, написанной ведущим специалистом по теории управления, крупные исторические и легендарные личности, чьи имена определили целые эпохи. Но москвичам, конечно же, ближе образ реального человека, нашего современника, имя которого связано с масштабным преобразованием столицы.Выход второго издания книги совпал с юбилеем мэра Москвы – очерк о Ю. Лужкове занимает на ее страницах центральное место.[/i]Это не жизнеописание, не отчет о делах, совершенных столичным градоначальником, – это анализ его деятельности с позиций современной теории управления. Главное, считает автор книги, – понять управленческий феномен Юрия Лужкова, показать разные грани его работы.Юрий Лужков, бесспорно, один из наиболее ярких и эффективных управленцев новой России. Приняв в июле 1992 года тяжелобольной город, каким была в ту кризисную пору Москва, мэр и его команда превратили его в цивилизованный, процветающий мегаполис. Если в свое время Америку из тяжелейшего кризиса «вывезла» автомобильная промышленность, то Москву на рельсы устойчивого развития поставила строительная отрасль. Именно тогда, в начале 90-х, в представлении москвичей и россиян сложился образ московского градоначальника как крепкого хозяйственника, «человека в кепке», которого чаще увидишь не в кабинете, а на стройплощадке.Новый облик Москвы высоко оценили не только туристы, но и коллеги Ю. Лужкова, мэры крупнейших городов мира. О размахе строительства и темпах, «которыми город с глубокими историческими корнями рвется в новое столетие», с восхищением говорил мэр Стамбула господин Эрдорган. «Я увидел новую, жизнерадостную Москву», – отмечал губернатор Токио Юкио Аосима, приезжавший на празднование 850-летия города.В трудные годы постсоветских реформ, когда, словно перчатки, менялись российские премьеры, главы регионов, позиции мэра Москвы на удивление крепли.Секрет политического долголетия Лужкова автор книги видит в творческом применении того хозяйственного опыта, который мэр столицы накопил за предыдущие годы. Лужков не вспорхнул, как иные «завлабы», на вершину управленческой пирамиды, а шел вверх по прочным ступеням – от одной руководящей должности к другой. От решения одного круга проблем к решению задач возрастающей сложности.Во главе городского хозяйства Лужков встал в пору расцвета своего управленческого таланта. Но что и говорить, в полную силу его недюжинные способности лидера и организатора проявились на посту мэра столицы.Истинного управленца, подчеркивается в книге, отличает умение своевременно понять и оценить ожидаемые последствия принимаемых решений и действовать в соответствии с этими оценками. Даже если они расходятся с общепринятыми.Что ж, этих качеств у Юрия Михайловича хватит на десятерых.Мало кто из нынешних лидеров может сравниться с Лужковым в силе воли и характера. Если он в чем-то убежден, то идет, как ледокол, ломая льдины и торосы.Как тут не вспомнить «бой быков» – столкновение мэра Москвы с всесильным «приватизатором всея Руси». В приватизации по Чубайсу Лужков опытным глазом хозяйственника сразу разглядел истинную цель задуманной акции – как можно быстрее без лишних хлопот продать по дешевке государственную собственность и таким образом решить выгодную для себя и своих компаньонов политическую задачу.Мэр Москвы стеной встал на пути этих амбициозных планов.Понимал, что рынок по Чубайсу ведет в тупик, грозит серьезными социальными потрясениями (что, к слову сказать, и наблюдаем). В условиях жесточайшего политического прессинга Лужков настоял на своем: добился, чтобы столица проводила приватизацию по своей, социально ориентированной модели.Какой ценой досталась хозяйственная самостоятельность Москве и ее мэру? Читатель найдет обстоятельный ответ на этот вопрос. Достаточно напомнить, что в 1997 году Москва лишилась субвенций, выделяемых на выполнение столичных функций, и это больно ударило по многомиллионному городу. Однако этот удар не подкосил, а скорее, наоборот, мобилизовал москвичей и городские власти. Стало предельно ясно, что двигаться вперед можно, опираясь только на собственные силы и ресурсы.В книге дается характерный штрих к портрету московского мэра. Все знают, благодаря кому в самом центре Москвы восстановлен храм Христа Спасителя.Но мало кому известно, что столичный градоначальник «приложил руку» и к тому, чтобы в угаре борьбы с «тоталитарным прошлым» был сохранен памятник Ленину на Октябрьской площади. Из истории, считает Лужков, как из песни, слова не выкинешь.Широта и масштабность мышления, гражданское мужество, смелость не брать «под козырек» любое указание вышестоящего начальства, умение отстоять свою линию и настойчиво проводить ее в жизнь – это, пожалуй, главные качества Юрия Лужкова, которые ставят его в один ряд с выдающимися личностями, о которых идет речь в книге «Великие управленцы». И с этим не поспорить.[b]Не командовать, а служить БОРИС ЛИТВАК. ВЕЛИКИЕ УПРАВЛЕНЦЫ. М.: НАУКА-ПРЕСС. ИЗДАНИЕ ВТОРОЕ, ДОПОЛНЕННОЕ [/b][i]Герои книги – выдающиеся деятели прошлого, такие как Александр Македонский, Чингисхан, Шарль де Голль, Наполеон, Талейран, наши Петр Первый и его отец Алексей Михайлович, Екатерина Вторая, Иосиф Сталин и многие другие. Современную Россию в книге представляет мэр Москвы Юрий Лужков. В послесловии президент Фонда ИНДЕМ, бывший помощник президента Российской Федерации Георгий Сатаров, который знает автора с начала 70-х годов, много с ним работал, пишет: «Книги делятся на интересные и скучные. В данном случае мы имеем дело с книжкой, которая читается «запоем», написанной простым, прозрачным языком… Нет сомнения, книга будет с интересом принята маститыми политиками и управленцами. Им она поможет сопоставить свою деятельность с достойными образцами. Не менее полезной она будет для молодежи. Ведь достойные примеры для подражания всегда являлись важными стимулами становления достойных личностей».Предлагаем вашему вниманию начало раздела «Противодействие неоправданным экспериментам» главы «Юрий Лужков».[/i]По мнению Лужкова, «люди во власти делятся на две категории: те, кто хочет удержать власть, и те, кто хочет использовать власть». Добавим от себя, использовать не для удовлетворения собственного честолюбия или корыстолюбия, а для решения задач, соответствующих доверенной им высокой государственной должности.Как считает московский мэр, «власть не должна ни командовать, ни диктовать, а обязана служить обществу по договору с народом, если он избирает эту власть. Договором является согласие общества с программой, предлагаемой властью. И власть должна отчитываться о реализации этой программы».Для Лужкова это не просто слова, не пиар в том смысле, в каком мы привыкли к нему за последние годы, когда претендующий на власть обещает все, что можно пообещать, а получив ее, тут же забывает о данных им обещаниях. За каждым словом Лужкова – реальные дела и реальная ответственность.Современный мир отличает все возрастающая глобализация, взаимозависимость стран, расположенных не только по соседству, но и на других континентах. Тем более взаимосвязь и взаимозависимость существует внутри страны, между ее регионами, между регионами и центром, а точнее говоря, федеральным правительством.Противоречия между Москвой и центром определились не сразу. Даже с Чубайсом, одним из главных своих оппонентов, мэр Москвы установил отношения сотрудничества: «Вначале мы с ним были союзниками. Я поддерживал все его инициативы, связанные с приватизацией, и на первых порах наши стратегические интересы совпадали».Противостояние началось, когда Чубайс внес в Верховный Совет проект решения по программе приватизации. Лужков увидел в ней грубый стратегический просчет. Предложенная программа «преследовала не экономические, а политические цели: как можно быстрее провести разгосударствление, продать по дешевке собственность и таким образом без затей решить крупную политическую задачу перехода государства к рыночной экономике. Я тогда посчитал, что это недопустимо».Если в 1917 г. собственность отбирали в пользу государства, сейчас ее предлагалось продавать практически за бесценок.Приватизацию предполагалось осуществить, не задумываясь о том, что с приватизируемой собственностью станет впоследствии, во что превратятся заводы, предприятия, магазины завтра, будут ли они выполнять свои функции или их попросту перепродадут. А ведь приватизировались объекты, составлявшие основу отечественной промышленности, ее стратегический потенциал.Нужно было знать, что все это попадет в надежные руки. Может быть, стоило провести конкурс проектов, чтобы приватизируемый объект достался тому, кто сможет более эффективно его использовать, выпуская более конкурентоспособную продукцию. А если проект не выполняется по тем или иным причинам – возвращать объект государству или передавать в более надежные руки? Ведь управленческий цикл должен быть полным: реализация принятого решения должна сопровождаться контролем его исполнения. А при отклонениях в реализации принятых решений они должны корректироваться в соответствии с принципами стратегического управления.Как оказалось, технология проведения коренных преобразований экономики страны за прошедшие почти сто лет практически не изменилась, если иметь в виду степень подготовленности решений, лежавших в основе реформирования собственности. Ни анализа, ни выверенного экономического расчета.Принципиальная позиция московского мэра состояла в следующем: «Нельзя приватизацию проводить за бесценок. Мы получим не хозяина, а спекулянта».Не был дан ответ на такие важные вопросы: «А что будет получено в результате?», «Какая новая экономика, если не считать мало что говорящего термина «рыночная», будет построена?», «Как это отразится на благосостоянии подавляющего большинства?» Ответы на эти вопросы дала жизнь. Последствия обвальной приватизации страна залечивает до сих пор.