Откуда есть пошла Москва

Общество

[b]Не только «Царицыно» в результате грандиозной реконструкции станет открытием ко Дню города. Древняя усадьба «Коломенское» одарит 860-летие Москвы праздничными подарками. В субботу мэра Москвы и членов столичного правительства здесь встретили колокольным звоном и духовными песнопениями. Пел хор Третьяковской галереи под сводом церкви Вознесения Господня.После четырех лет реставрации эта знаменитейшая церковь, включенная в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, освободилась от зеленых сеток и строительных лесов. 475 лет поражает и вдохновляет людей ее взлет над долиной Москвы-реки. Но никогда еще так комплексно и плотно ее не реставрировали, как сейчас.– Мы ходим вокруг, смотрим и просто счастливы, что смогли это сделать, – рассказала «ВМ» генеральный директор музея-заповедника Людмила Колесникова. – Какая она красивая, какая летящая! Теперь мы не опасаемся, как раньше, что церковь, построенная в 1532 году, может съехать с высокого склона. Исследования, сопутствующие реставрации, показали, какими умницами были ее строители, придумавшие самую надежную конфигурацию основания. Зато оказалось, что весь высоченный шатер изъели кислотные дожди. Пришлось на огромной высоте проверять каждый кирпич и чинить, как говорится, «по камушку».На руководителей города сильное впечатление произвела потрясающая акустика церкви.– Духовная музыка будет здесь обязательно, – обещает гендиректор. – В наших планах фестиваль «Русь певчая». Древние песнопения звучат здесь, как нигде. Но при высоте до свода с крестом в 62 метра – это, к сожалению, маленькое помещение на 40, максимум на 50 человек. Так и должно быть в домовой царской церкви. Василий III построил ее по «семейному» случаю – рождению сына, будущего царя Ивана Грозного. По торжественным дням здесь будут службы, но только летом, как написал нам Святейший Патриарх, «от Пасхи до Покрова», потому что церковь не отапливается.К службам в церкви уже установлен иконостас, написанный в известной московской мастерской Сергея Филатова, подвешена изысканная 200-килограммовая люстра-паникадило диаметром 1,5 и высотой 2,5 метра. Ее изготовили современные испанские мастера по образцу XVII века. Приведен в порядок и подклет храма, где, по преданию, была обретена икона Богоматери Державной. Когда отвели грунтовые воды, влажность в помещении уменьшилась в 10 раз и пришла в норму. Теперь доступ сюда будет открыт.Проверяя, как выполняется долгосрочная целевая программа развития музея-заповедника, Юрий Лужков стал первым посетителем первой выставки в реконструированном здании фондохранилища. Во внутреннем дворике, перекрытом атриумом, выставлены резные шедевры XV–XIX веков – наличники, ставни, калитки, двери. Более 1000 экспонатов, которые украшали дома и жизнь наших предков. По программе из 17 памятников исторического наследия уже реставрированы 15. Сейчас восстанавливается Сытный двор, и скоро в работе будет домик Петра I.«Коломенское» на пороге самого долгожданного события. В День города здесь откроется уникальный Музей деревянного зодчества, который станет гордостью российской столицы. Над Москвой-рекой появился удивительный уголок подлинного XVII века.Частью музей переехал на берег Москвы-реки из Вознесенского сада на Государевом дворе, куда в 30–50-е годы прошлого века перевозили из разных мест России особо ценные деревянные постройки.– Мы нашли им оптимальное место, – уверена Людмила Колесникова. – Поставили их на возвышении и на валунах, чтобы не подгнивали нижние венцы срубов и чтобы памятники были обозреваемы со всех сторон, со всех лужаек вокруг. Здесь они – в той среде, в которой были изначально построены. Ведь все стояли когда-то на берегах северных рек. Правда, домик Петра I решили оставить на Государевом дворе. Пусть стоит этот мини-дворец в двух шагах от того места, где будущий император в юности жил в огромном дворце своего отца...При переезде все постройки были изучены, отреставрированы. И, как говорят реставраторы, стоять этим шедеврам плотницкого искусства еще 300 лет. У каждого, помимо архитектурных достоинств и строительных хитростей, есть своя интереснейшая история, о каждом можно написать увлекательный исторический роман.Башню Братского острога (так называли крепости из заостренных кверху бревен) привезли в «Коломенское» из далекого Братска. Место острога пошло под затопление при строительстве ГЭС на Ангаре. Всего там было 4 башни, и в одной из них, возможно в этой самой, и был заточен мятежный протопоп-старообрядец и выдающийся писатель Аввакум. Суровый облик башни вполне увязывается с образом автора «Жития», исполненного огромной эмоциональной силы и уверенности в своей правоте.Дух Беломорья еще витает над проездной башней Николо-Корельского монастыря. Монастырская крепость давно исчезла, а ее внушительные ворота оказались в Москве. Башню установили, сохранив историческую ориентацию по сторонам света.Почти из тех же мест мощное сооружение оборонного зодчества – угловая Моховая башня поморской крепости, называемой Сумской. 70 лет она пролежала разобранной в запасниках Коломенского музея. Реставраторам, собиравшим ее три года, пришлось долго выяснять, откуда то или иное бревно.И вот Моховая воссоздана. На сегодняшний день это самое значительное и самое выразительное деревянное сооружение в Москве. Таких даже в исторических фильмах не увидишь. Трехъярусная башня с дозорной или смотровой вышкой поднимается почти на 20 метров. К ней примыкают участки крепостных стен с окнами-бойницами. В свое время вместе с башней была привезена пушка, снятая с нее. Теперь, взяв ее за образец, отлили еще два таких же орудия. Все они сейчас установлены у бойниц.Есть легенда, что эту башню никто никогда не мог захватить. Не удалось это шведам во время войны 1590–1593 годов. От той поры в бревнах башни остались следы пороха и шведской картечи. Так что башня – не только редкий памятник деревянного зодчества, но и памятник воинской славы.Гендиректор музея поделилась с «ВМ» заветной мечтой – перевезти из глухих лесов и болот Архангельской области чудесную церковь Святого Георгия: – Этот деревянный храм XVII века, весь расписанный изнутри, нужен людям, и стоять он должен в столице, а не там, где его никто не видит. Святейший Патриарх дал свое благословение на перевоз церкви. Мешают только смехотворные бюрократические препоны федеральных чиновников, которые требуют от меня справку БТИ. Что же, я за этой справкой должна шагнуть в XVII век?На карте Коломенского экспозиция деревянных памятников будет соседствовать с этнографической деревней (вход со стороны улицы Новинки), для которой плотники сейчас мастерят срубы. Здесь будут дом пекаря с пекарней, усадьбы кузнеца, плотника, резчика по дереву, коломенского крестьянина…В 14 таких усадьбах будут воссозданы быт и жизнь россиян XVIII–XIX веков. А мельница с плотиной уже построена на крохотной речке Жуже.Еще недавно эта речка была самым захламленным местом в заповеднике, теперь же течет в зеленых берегах, укрепленных валунами. На месте бывшей свалки – сказочный уголок. Для антуража, может быть, только русалки на ветвях не хватает.Но мельница эта – не декорация, она построена по старинному аналогу из Иркутской области, и работает. Для повышения уровня в речке устроена плотина. Падающая вода поворачивает вертикальное колесо, крутится жернов, мелется мука.Так задумано, чтобы в этнографической деревне возродилась настоящая жизнь минувших веков, ожили старинные ремесла.В «Коломенском» вплотную подошли к воссозданию деревянного дворца Алексея Михайловича и уже в этом году начнут работы. Из всех самых лучших дворцов России именно его назвали «восьмым чудом света».Так назвали его современники, и это пошло по рукописям и книгам. В 60-е годы XVII века его сравнивали с драгоценным ларцом – он светился яркими красками, веселил глаз и душу, источал тепло и уют. Смутное время ушло, наступило спокойствие, человек стал лучше жить. Апофеозом всех изменений стал дворец Алексея Михайловича, расписанный снаружи и внутри, как райский сад. Был у царя каменный Теремной дворец в Кремле, но он предпочитал жить здесь.Расхожее мнение, что воссоздать дворец невозможно, что нет теперь такого материала и таких мастеров, опровергает главный реставратор музея-заповедника Олег Ягудин:– Мы искали сосну и лиственницу в Архангельской, Вологодской, Тверской областях. И нашли. Во-первых, не все еще вырублено, во-вторых, природа сама себя лечит и восстанавливает. И плотники есть – отменные, те же поморские ребята. Прежде чем взяться за работу, они ведут с деревом задушевный разговор, перешептываются. Когда видишь это, понимаешь, что плотницкое дело – это состояние души, это вдохновение. Тогда веришь в чудо воссоздания.Дворец будет в 2010 году. И это будет фантастика. Дальновидное решение – восстановить дворец на территории бывшего села Дьяково, где остался пустырь в 4 гектара, а не на Государевом дворе, где он стоял раньше. Пусть уцелевшие фундаменты останутся для археологических исследований, пусть живут здесь старинные деревья.За год дворец можно будет построить, но отделка займет больше времени. Нужно восстановить все удивительные росписи с растениями, со зверями, с поучительными библейскими сюжетами.Это сказочное здание напоминало город с полным набором кровель – шатрами, шпилями, кубами, луковицами, бочками, с тремя тысячами окон, простых и «красных», то есть одетых в резные и расписные наличники.Дворец стал квинтэссенцией русского зодчества.[i]После осмотра реконструированного хранилища с выставочным атриумом в «Коломенском» Юрий Лужков сообщил, что город планирует построить в Южном округе, недалеко от Царицына, крупнейшее в столице фондохранилище. На месте неработающего стекольного завода будет построено современное здание площадью 100 тысяч квадратных метров для хранения экспонатов из многих музеев Москвы и предметов искусства из частных коллекций. Такой защитный общегородской депозитарий учитывает постоянные жалобы музейщиков на нехватку площадей в запасниках.Проект, разработанный совместно с французскими специалистами, позволит навести порядок в сохранении культурных ценностей города. Мэр так объяснил необходимость нового строительства:– По фондохранилищам Россия отстала радикально. Мне кажется, что все, что мы слышали о хищениях из Эрмитажа, – это беспорядок именно в фондохранилищах.[/i]

amp-next-page separator