Запах денег
…Московский нефтеперерабатывающий завод – уже сам по себе город. Огромная территория, сотни строений и десятки километров дорог – за день не обойдешь. Впрочем, обходить нет нужды: по территории предприятия особо и не походишь.Во-первых, завод – предприятие оборонного значения со всеми вытекающими последствиями, во-вторых, сотрудники, работающие на основных установках, смену отсиживают в бункерах, способных выдержать прямое попадание авиабомбы, – толстенные стены и метровой толщины стальные двери, которые могут закрыться в считанные секунды в случае “нештатной” ситуации. И хотя таких ситуаций в последние годы на заводе не бывает, техника безопасности есть техника безопасности.Ну и, в-третьих, зачем ходить, если можно проехать? Что, собственно говоря, и проделал автор этих строк одним морозным зимним днем. Сложные установки выбрасывали в небо облака пара, на трубах кое-где нависли сосульки… Здесь даже красиво, особенно когда день солнечный. Вот только, любуясь этими красотами, приходилось еще и впитывать море различной информации, которой со мной щедро делился “экскурсовод”.Сегодня Московский НПЗ находится в городской черте. Однако в 1935 году здесь, в 20 километрах от южной городской заставы, были поля и деревеньки – Капотня и Чагино.Месторасположение – на берегу реки – было выбрано неслучайно: основная масса грузов шла водой, так как грязь тут была непролазная.Строительство началось в 1936 году и, естественно, велось ударными как тогда говорили, стахановскими) темпами. Правда, строителям поначалу приходилось снимать углы в окрестных деревнях. Что такое работа зимой в чистом поле, объяснять, думаю, не надо. Но попробуй возрази: Московский крекинг-завод (так вначале называлось предприятие) строился по приказу наркома тяжелой промышленности. Думаю, нет нужды пояснять, что именно находилось в ведении этого комиссариата... А постановление было подписано Советом труда и обороны. Хотя завод официально предназначался для снабжения столицы бензином и битумом.Пришла первая весна, а вместе с ней и распутица. На пару месяцев практически все грузовики пришлось ставить на прикол: техника не выдерживала нагрузок, которые взвалили на себя люди и… лошади. Впрочем, кое-где и они пасовали. И тогда строительные материалы и детали установок приходилось переносить по территории завода на руках. А сами материалы порой хранились вообще под открытым небом, лишь чуть прикрытые сверху брезентом.Оборудование прибывало со всей страны и из-за рубежа, недочеты проекта (а их было немало) приходилось устранять практически на ходу. Результат: завод был построен за 15 месяцев: 1 апреля 1938 года первый директор завода Николай Мухин, приняв рапорт о готовности крекингустановки, дал команду “Пуск!” 4 апреля завод дал первые литры бензина, полученного из бакинского мазута. С тех пор этот день считается официальным днем рождения завода.Становление производства шло не без приключений. Опыта у рабочих завода было маловато, а мазут, поставляемый из Баку, был не самого высокого качества и содержал слишком много воды. Так что, по свидетельству современников, то и дело происходили аварии – по причине “нарушений технологического процесса”. А тут еще война…Первые два месяца авианалетов были тяжелым временем: каждую ночь приходилось расстреливать в воздухе осветительные бомбы, тушить зажигалки… Но это еще полбеды: железнодорожные пути завода были пропитаны керосином и бензином. Одно попадание, и… Такое тоже случалось. И в то же самое время в паре километров строился макет завода – из фанеры. С его “вводом” защитникам предприятия стало полегче.В октябре МКЗ, как и другие предприятия столицы, подготовили к взрыву, а часть оборудования – к эвакуации. Но ни первого, ни второго не случилось: завод работал всю войну, хотя использовать мог только одну крекинг-установку.Естественно, оборудование износилось настолько, что после войны речь зашла уже о модернизации производства. Но зато и территорию вокруг завода было решено облагородить: в Капотне появились первые кусты и деревья. Затем тут появились первые жилые дома, спортивный зал, бассейн и даже собственная заводская оранжерея. Насчет оранжерей не знаю, а вот бассейн действует до сих пор.Разумеется, основное внимание все-таки уделялось производству. В 1951 году начался первый этап реконструкции, в 1956-м – второй. А заодно и сам завод получил свое нынешнее название – Московский нефтеперерабатывающий. А в 1965 году был завершен третий этап. С этого времени завод может считаться одним из наиболее современных предприятий отрасли.Кстати, завод модернизируется и реконструируется до сих пор. Был, конечно, трудный период – начало 90-х. Были крупные аварии, пожары, хотя и не такие серьезные, как на Ярославском НПЗ. Человеческий фактор – ничего не поделаешь.В любое время, если проехать по улице Верхние Поля, можно увидеть вереницы оранжевых цистерн – это бензовозы выстроились в очередь к разливным терминалам.Чаще всего (если бензовоз обслуживает АЗС крупной компании) в 20тонную цистерну заливается весь спектр продукции завода: дизельное топливо, Аи-80, Аи-92 и Аи-95. По пять тонн в каждое отделение цистерны. Такой бензовоз называют “компотом”.Работа на разливе не из легких. Особенно из-за запаха. Причем с дизельным топливом работать легче: оно не такое летучее, как бензин.Итак, первым делом бензовоз взвешивается. Затем он заезжает под эстакаду терминала. В горловину опускается шланг… Пять минут – и отделение заполнено по нижний срез горловины. Если емкость тарирована – хорошо. Если нет – объем залитого горючего определяют взвешиванием: после терминала бензовоз вновь заезжает на весы. А потом отправляется на бензотерминал.Запашок тут… Закачаешься. Хотя горловина открывается на считанные секунды, аромат всевозможных “Аи” кружит голову. Зимой тут полегче. А летом запах сбивается водяным душем.Теперь о том, что происходит с бензином дальше. Топливо с завода забирают несколько компаний, но напрямую его получают в Москве АЗС “МТК”, “Коримос” и “Нефто”. Откуда получают нефть остальные АЗС, сказать трудно. Некоторые – с МНПЗ, остальные – с нефтебаз, куда бензин попадает и с Московского, и с Ярославского, и с Рязанского завода.Проконтролировать качество такого коктейля трудновато. А вот когда бензин поступает на АЗС напрямую с завода… Стоит бензовозу опоздать хотя бы минут на 20 – и оператор АЗС вправе вызвать контролеров с завода. Ведь еще и сегодня нередки случаи, когда водители пускают часть груза налево, ссылаясь на усушку и утруску.И ведь бензин действительно может при низкой температуре уменьшиться в объеме, а при высокой – увеличиться. Поэтому каждый раз при сливе бензина в емкости АЗС обязательно проверяются его температура и плотность. Последние лет пятнадцать к заводу предъявляют две основные претензии – запах и факел. Насчет запаха… Тут, господа, ничего поделать невозможно. Нефть пахнет. Входящие в ее состав углеводороды – тоже пахнут.Кстати, эти углеводороды добавляются в магистральный газ, на котором мы готовим. И именно они придают его пламени голубоватый цвет и запоминающийся запах: ведь природный газ ни цвета, ни запаха не имеет. Концентрация – миллионная доля объема, но тем не менее запах остается.Ну а что касается факела… Еще несколько лет назад в нем сжигался попутный газ. Яркое пламя над заводом было видно издалека. Но сегодня факел горит редко: попутный газ тоже пошел в дело: из него получают ценное химическое сырье – полипропилен. Последний используют при производстве пластиков, полиэтиленов, автомобильных комплектующих – бамперов, деталей обшивки, корпусов аккумуляторов. Поэтому две старые факельные установки давным-давно погашены. Но работает новая: на стометровой высоте постоянно горят несколько газовых горелок. Случись что, например, произойдет ЧП и газ вырвется наружу, – он просто сгорит.Так что жителям Братеева и Марьина придется смириться и с запахами, и с факелом. Когда много лет назад эти районы отводились под застройку, данные факторы в расчет не принимались. Впрочем, существенного вреда здоровью они не приносят: например, в Венеции на местном заводе постоянно горят четыре факела – и ничего. В заключение – несколько секретов и советов.Не следует заправляться на АЗС, если тут только что опорожнился бензовоз: свежие тонны бензина поднимут со дна всю муть и грязь. Нужен как минимум час, чтобы они вновь опустились на дно. Иначе окажутся в вашем бензобаке.Смешивание в равных пропорциях Аи-92 и Аи-95 никакого эффекта не дает: вступает в силу эффект нелинейного смешивания. То есть вместо ожидаемого плюса может случиться неожиданный минус.Обычный багажник повышает расход топлива на 3 процента.Не следует заправляться на сомнительных АЗС. И обязательно сохраняйте чек! В этом случае, обратившись в Мосторгинспекцию, вы сможете добиться выплаты компенсации, если бензин низкого качества.