9 человек, лишенных зрения, защитили докторские диссертации
Говорят, если закрыть глаза, зажмуриться, можно узнать, как живется слепым. Это неправда. Хотя бы потому, что ты, зрячий, в любой момент глаза можешь открыть! А они – нет. Человек с белой тростью - Сегодня в Москве проживают 12 000 инвалидов по зрению. - 20–30 инвалидов по зрению ежегодно поступают в разные столичные вузы. - 9 человек, лишенных зрения, защитили докторские диссертации. - Всего 13% инвалидов по зрению могут полноценно трудиться. - В городе установлены только 72 звуковых светофора. В основном незрячие люди выбирают профессии психолога или юриста. Встречаются массажисты, музыканты, многие поступают на факультет информационных технологий психолого-педагогического института. К сожалению, далеко не всем удается преодолевать социальные барьеры. Большинство инвалидов вынуждены работать на учебно-производственных предприятиях: зарплата там копеечная, ну и работа соответственная… Историк Евгений Трефилов, инвалид по зрению, говорит, что УПП – наследие Советского Союза, и на Западе подобных предприятий не существует в принципе, там инвалиды интегрированы в общество и имеют возможность учиться и работать наравне со всеми. По мнению Евгения, специализированные школы и УПП становятся в жизни слепых своеобразным гетто, которое заключает человека в оковы болезни, страха, социальной незащищенности. Не имея привычки к жизни в социуме, с каждым годом становится все труднее и труднее выходить за пределы инвалидных сообществ. Если окончив специализированную школу, человек с инвалидностью еще имеет возможность войти в обычную жизнь, то, проработав многие годы на УПП, это становится практически невозможным. Мир не без зрячих людей Женя родился и вырос в Подмосковье, в 12 лет он полностью потерял зрение, многие месяцы были потрачены на то, чтобы научиться жить в вечной темноте. Сейчас Женя – аспирант исторического факультета РГГУ, пишет диссертацию, публикуется в научных журналах. Но это – сейчас. А когда-то Женя поступал в МГУ на исторический факультет. На экзамен по английскому языку абитуриенты должны были принести словарик. Словарь английского языка по Брайлю (рельефный шрифт, на котором читают незрячие люди) – многотомное издание, если не сказать многопудовое: грузовик нужен! Женя пришел на экзамен без словаря, преподаватель отказалась помочь ему с переводом нескольких трудных слов… В общем, в МГУ Женя не попал. А вот в РГГУ экзаменаторы оказались добрее: они сказали Жене, что сами в случае необходимости «будут его словарем». И Женя поступил на исторический факультет РГГУ, окончил его, теперь учится там же в аспирантуре. И твердо знает, что все в жизни зависит от людей. – От того, кто окажется в нужное время на том или ином месте. Будет ли в библиотеке добрый человек, который прочтет вслух редкую книгу, будет ли кому устранить вирусы в компьютере или показать дорогу в новое место. Доброта добротой, но хорошо бы еще, чтоб и законы у нас были соответствующие, и государственная поддержка. К примеру, в Йельском университете (США) студенты получают зарплату за то, что читают своим незрячим однокурсникам книги в библиотеке. В России же участие государства в жизни незрячих людей практически не ощущается. И участия этого, по словам Евгения Трефилова, очень не хватает. Поверх барьеров Проведя один день рядом с незрячим человеком, понимаешь, что вокруг – миллион мелочей, которые могут стать не то что большой – непреодолимой преградой! К примеру, если бы в лифтах номера этажей звучали вслух или были бы сделаны надписи по Брайлю. Если бы все московские светофоры, а не 72 на целый город, как сейчас, имели бы звуковое сопровождение, сигнализирующее о том, что горит красный свет и не стоит переходить сейчас дорогу. Если бы в супермаркетах таблички с наименованиями продуктов дублировались бы по Брайлю. Если бы в кафе и ресторанах было брайлевское меню. Как, к примеру, в США, где в 1988 году был принят закон, по которому каждое кафе или ресторан и по сей день обязаны иметь меню для незрячих людей. А еще – если бы все люки и канавы в городе были огорожены не тонкой и незаметной треногой оградой, а солидным забором. Если бы машины не сновали вопреки всем Правилам дорожного движения, если бы остановки наземного транспорта были отмечены рельефными плитами. Если бы в метро у нас были рельефные ограничительные полосы вдоль края платформы – для стран Запада, кстати, это обычная мера предосторожности, благодаря которой незрячие люди подошвой ботинок легко могут определить край платформы, сориентироваться в пространстве. У нас же такие предосторожности – роскошь. И все-таки главное: если бы люди вокруг были более терпимее и добрее. К примеру, помогали бы незрячему человеку войти в вагон метро, перейти оживленную дорогу, найти нужные продукты в супермаркете и т. д. и т. п. Но на данный момент «в Москве нет ни одного безопасного места, где незрячий человек мог бы быть спокоен и знать, что здесь для него не возникнет никакой опасности», – сказала корреспонденту «ВМ» Анна Карпова, председатель организации работников интеллектуального труда ВОС (Всероссийского общества слепых), сама инвалид по зрению. Однажды ее чуть не задавила машина – прямо у подъезда дома, где живет. Анна Георгиевна вышла на улицу и остановилась, пытаясь сориентироваться на местности. В это время мимо проезжала машина, которую Анна Георгиевна не услышала и не посторонилась. А водитель решил проучить мешающегося на пути пешехода, проехав буквально по сапогам Анны Георгиевны с вопросом: «Чего стоишь?!» А ведь видел, не мог не видеть белую трость в руках женщины! Видел. Потому что не слепой. Шаг навстречу В Москве в районе станции метро «Новослабодская» есть ресторан, где работают незрячие официанты, залы там не освещены (ведь незрячим не нужен свет), всем посетителям предлагается есть в темноте. Этот ресторан – прекрасное место для трудоустройства инвалидов по зрению. А для нас, зрячих, это возможность побывать в мире людей, которые… Чуть было не сказала «видят» мир иначе. Но, наверное, так оно и есть? В ресторане, очутившись в кромешной темноте, невольно стараешься оказаться об руку с человеком, который хорошо ориентируется в пространстве. И человеком этим оказывается незрячий официант. Берешься крепко-крепко за плечо и следуешь в темноте до своего столика. А потом сидишь там до тех пор, пока тот же официант не вернется и не заберет, чтобы вывести обратно к дверям. Встать самому и сделать шаг страшно. …Но ведь ты, зрячий, можешь открыть глаза, ты можешь выйти на свет! А они? Кто такой Брайль? Мы не можем, не имеем права не рассказать о человеке, который вернул слепым книги. Луи Брайль родился в 1809 году в семье шорника, в маленькой деревушке Кувре недалеко от Парижа. Едва научившись ходить, он проводил дни напролет в мастерской отца. В возрасте трех лет, вертя в руках нож, он неловким движением выколол себе глаз. Инфекция распространилась на второй глаз, и к пяти годам Луи полностью ослеп. Родители стремились дать мальчику образование, и Луи стал посещать деревенскую школу и благодаря живому уму и великолепной памяти хорошо учился. Отец научил его читать, забивая в доску гвозди, образовывавшие очертания букв. В 1819 году в возрасте 10 лет он был отправлен в Королевский институт для слепых в Париже. Новый ученик оказался исключительно одаренным. Отставной капитан артиллерии Шарль-Мари Барбье де ля Серр ознакомил слепых учащихся со своей системой «ночного» письма, разработанной им для того, чтобы солдаты могли составлять и читать донесения в ночное время. Это была фонетическая система, в которой выпуклые точки, расположенные в две колонки по шесть, представляли различные звуки. Луи Брайля, которому тогда было лишь 12 лет, не удовлетворила эта система: слишком много точек, не соблюдается правописание, нет математических символов и нотных знаков. Но идея использования выпуклых точек ему понравилась. Ему не было и 16 лет, когда его осенила гениальная идея – создать условный алфавит из различных комбинаций шести рельефных точек, расположенных в две колонки по три. В этой системе возможны в целом 63 перестановки. Расстояние между двумя точками Брайля 2–2,5 мм, и для прочтения текстачитатель проводит кончиками пальцев по выдавленным строчкам. Изобретение Брайля по сей день верно служит людям. Справка ВМ:Более двух с половиной веков назад в этот день, 13 ноября, родился известный педагог, создатель методов обучения слепых Валентин Гаюи. По его инициативе, в Париже и Санкт-Петербурге были открыты несколько школ и интернатов для незрячих. По решению Всемирной организации здравоохранения, дата рождения Гаюи отмечается как Международный день незрячего человека. Сейчас в мире более 161 млн человек страдают нарушениями зрения, из них 37 миллионов полностью слепы. В России более 275 тыс. слепых и слабовидящих. Специалисты ВОЗ полагают, что к 2020 году число незрячих людей в мире удвоится. Между тем до 75% всех случаев слепоты у взрослых людей можно предотвратить с помощью профилактики и лечения.