В архиве РАН открылась живописная выставка больших ученых

Развлечения

Как и в любой уважающей себя державе, в России есть Академия художеств, куда входят известные мастера живописи и скульптуры и которые с полным правом носят гордое звание «академик». Но их работ на выставке «Музы в храме науки» вы не увидите. Зато на этой выставке, открывшейся в архиве Российской академии наук, представлены холсты, фотографии и зарисовки других академиков – физиков, математиков, химиков, историков. Впрочем, среди них тоже попадаются профессиональные живописцы – например, член Союза художников России, участник 10 выставочных проектов Александр Толстиков. – Сколько себя помню, всегда занимался живописью, – признается Александр Генрихович. – Сначала – художественная школа в Уфе, потом параллельно с учебой на химфаке Башкирского госуниверситета – вольнослушатель в Уфимском институте искусств. В 1986–92 гг. Толстиков работал в творческой мастерской художника Бориса Краснова. Но любимый тонкий оргсинтез природных соединений и веществ не забывал. И это еще слабо сказано! Лауреат Государственной премии РФ в области науки и техники, химик-живописец дослужился до поста заместителя главного ученого секретаря президиума РАН. Само собой, с академическим званием у него тоже все в порядке. Ну чем не Ломоносов наших дней?! Не знаю, как насчет химических исследований, но широта художественных приемов и вкусов членкора РАН Толстикова поражает. Тут вам и масляные натюрморты, и темпера, и акриловые этюды, и декоративные панно, и графические зарисовки на темы известных исторических притч… А вот академик, директор Центра фотохимии РАН Михаил Алфимов, по его признанию, нигде не учился живописи. Да толком-то никогда и не рисовал, не считая, естественно, детских лет и обязательных школьных уроков. Но всю жизнь восторгался Клодом Моне и Винсентом Ван Гогом. – Больше всего в Ван Гоге меня поразило то, что он был самоучкой, – говорит Алфимов. – И вот как-то в 2000 году, вдохновившись его примером, я подумал: а почему же я не могу? Пошел в магазин, купил кисти, гуашь и начал рисовать. За 7 лет академик Алфимов написал больше 100 малых и больших картин маслом плюс несколько сотен акварелей. На своей же основной работе он известен как один из «отцов-основателей» российских нанотехнологий, а еще – как руководитель редакции «Журнала научной и прикладной фотографии». – И как вы только все успеваете? – Творить стараюсь быстро: на холст большого формата уходит день, маленького – 4–5 часов. Ведь мне уже 70 лет, а хочется сделать в жизни побольше. Люблю писать за границей (особенно во Франции), в командировки обязательно беру краски и холсты. Встаю (наверное, из-за возраста) рано, часов в пять. Тишина, благодать… Пейзаж сам собой складывается. Область научных интересов академика Владимира Тартаковского – нитросоединения в промышленном оргсинтезе. Открытия Владимира Александровича помогли создать новые, экологически безопасные компоненты для ракетного топлива. Зато отпраздновав 70-летний юбилей, Тартаковский, по его собственным словам, впал в детство. Вспомнил, как мальчишкой помогал отцу – профессиональному фотографу, запечатлевшему многие виды послевоенной Москвы, – и занялся художественной фотографией. Идея этой необычной выставки принадлежит руководителю архива РАН Виталию Афиани. Разумеется, как профессиональный архивист, Виталий Юрьевич не мог не задействовать и артефакты из возглавляемого им хранилища. В 60 персональных фондах работники академического архива обнаружили свыше 300 художественных произведений, свидетельствующих о малоизвестных увлечениях знаменитостей из мира науки. Конечно, не все они представлены на выставке. Но здесь можно увидеть, к примеру, интереснейший альбом зарисовок Константина Циолковского к сценарию довоенного советского научно-фантастического фильма «Космический рейс». И восхититься карандашными рисунками Александра Чижевского. И постоять у фотографий Владимира Шухова, запечатлевшего уголки дореволюционной Москвы. И насладиться меланхолическими истринскими пейзажами Александра Несмеянова… Кстати, академик Несмеянов большинство своих полотен создал в 1950-е годы, стоя у руля Академии наук СССР. А вы говорите – Ломоносов… Выставка открыта до 20 марта. Адрес: ул. Новочеремушкинская, 34.

amp-next-page separator