На «хвосте» у Сталина

Общество

Он родился 8 августа 1922 года в селе Новые Кельцы Скопинского района Рязанской области. Семья была простая и дружная. Окончив семилетку, Василий приехал к сестре в Орехово-Зуево и поступил в техникум. Но на третьем курсе записался в аэроклуб и – с этого момента не расставался с авиацией.Первый самолет, который освоил молодой парень из рязанской деревни, был ПО-2. Именно он и открыл ему дорогу в летную школу подмосковного Егорьевска. Когда немцы подступали к Москве, школу вместе с курсантами эвакуировали за Волгу. Потом была другая летная школа – в Грузии, служба в противовоздушной обороне Баку, а с 1943 года – боевые действия на фронте.Памятным для молодого офицера стало одно событие: он, летчик-истребитель, сопровождал самолет Сталина на знаменитую конференцию в Тегеране. Вот как рассказывает об этом мой собеседник…— Был декабрь 1943 года. Командир моего полка получил приказание прикрыть железную дорогу от Махачкалы до Баку. Проще – патрулировать в воздухе, все время над железной дорогой. Отобрали нас 10 человек, и со следующего дня – сидим и ждем команду. А команды нет, в воздух нас не поднимают. Целый день сидели, а вечером дали отбой. На следующее утро – все сначала…Бывший начальник оперативного отдела Генштаба, в своих воспоминаниях рассказывал, как Сталин уезжал из Москвы; какая суета была. Все затемнено. Загрузились в пассажирский поезд, который дошел до Баку без остановок. Когда мы вышли на дежурство, Сталин был уже в Баку. Туда перегнали три «Дугласа» - своих транспортных самолетов у нас тогда не было.И вот в девять или десять утра дается серия ракет с командного пункта. Мы – по самолетам. Все было заранее расписано – кто с кем. Я был ведомым у командира полка Рябченко. Все взлетают, а я не могу: нет ведущего! Смотрю, а он и комиссар, Гриша Ярчевский, подрулили. Взлетели и так, парами, перелетели на центральный аэродром в Баку.Около аэродрома – столпотворение. Все к нам: «Кого подзаправить? Ничего не нужно?..» Я все время рядом с командиром полка. Смотрю, командир корпуса подъезжает, спрашивает: «У тебя карта до Тегерана есть?» Откуда карта! У нас только дежурная в планшете.Помчались куда-то в штаб корпуса и содрали карту прямо со стены… Только привезли карту, а в это время три «Дугласа» пошли на взлет. Рябченко дает команду: «По машинам!» Взлетели. Ни курса не знаем, ни обстановки. Мы только сопровождаем, а кого – понятия не имеем! Видим только три «Дугласа» и идем за ними. Ближе к иранскойгранице перевалили горный хребет, набрали скорость, потом стали снижаться. Видим аэропорт. Полоса длинная, километра три, но узкая. Рябченко и Браво (испанец, командир эскадрильи) дали команду на посадку. Я сел, смотрю – слева и справа люди. Эскорт: десять солдат с автоматами, офицер, и так – с двух сторон.Иран был тогда трехзонный.Когда мы садились, стали заруливать влево, а американцы и англичане – вправо. Вылезли из самолетов, а к нам подходит генерал-майор со звездой Героя Советского Союза, как потом выяснилось, командир пехотной бригады, расквартированной тогда в Тегеране: «Вы знаете, кто прилетел?» – «Откуда же мы знаем?!» – «Сталин!» – «Да не может быть!..» – «Сталин прилетел на конференцию…» Пришли мы в гостиницу.Все кругом суетятся. Иранцы зовут каждый в свой ресторан: «Идите к нам кушать!..» Пробыли в Тегеране около недели.Связь все время держали с шеф-пилотом Сталина генерал-майором Грачевым. И вот как-то вечером он говорит: «Вероятно, завтра обратно…» Утром встали. Мы в туалет, и 5–6 НКВДешников следом.Мы в столовую, а их там черт знает сколько! Сели в автобус – и они в него гуртом… Потом подошла машина с главным маршалом авиации. Наш командир доложил ему, что группа готова. Затем появляется машина Берии. Потом Молотов приехал. Один «Дуглас» запускает моторы и поднимается в воздух – это проба горючего и двигателей. Полетал минут двадцать, сел, а экипаж из самолета не выходит. И тут появляется Сталин. Погода хорошая, взлетать можно. Он сел в самолет, трап быстро убрали, двери закрыли. Первый, второй, третий «Дугласы» в воздухе. А потом и нам команда: «По самолетам!» поднялись, догнали их. Берия со свитой полетел напрямую, через Каспийское море, чтобы раньше Сталина быть в Баку. А самолет Сталина – поближе к береговой черте. Мы за ним – вся десятка машин.Прилетели в Баку, а там – ужас какая суета; вереница машин вокруг аэродрома. Но эти дела нас уже не касались. Нам дали команду: «Домой!» А дома нас уже ждали. Была такая встреча! Потом Грачева, шефпилота Сталина, наградили орденом Суворова 1-й степени.Таким только командующие фронтов награждались. Так вот вся операция и закончилась…

amp-next-page separator