В Серебряном веке даже скандалы были литературные
Много воды утекло со дня рождения Л. Н. Толстого, но скандалы, связанные с юбилеем писателя, в Москве не затихали. По протесту градоначальника, выполнявшего волю Петербурга, было отменено постановление Московской думы о размещении портретов писателя во всех городских школах. Бесплатная городская библиотека-читальня на Софийской набережной, открытая к юбилею, так и осталась безымянной. Но вопреки этому, библиотека в обиходе называлась Толстовской, а на книгах стояла овальная печать: «Городская библиотека-читальня имени Л. Н. Толстого». Жена писателя подарила ей книжный шкаф графа, а скульптор Н. А. Андреев – бюст. В 1921 году библиотеку перевели на Б. Полянку, а в 1953-м – на Каширское шоссе, где она сейчас и находится.Недовольство многих вызвал осмотр «Солодовников» – домов дешевых квартир на 2-й Мещан- ской улице, построенных на завещанные миллионером деньги.«Дом для холостых» производил впечатление тюрьмы с камерами одиночного заключения: комнатки, напоминающие каменный мешок, откидные койки, широкие двери, «крадущие» у комнаты изрядную часть площади… Но главное, что квартплату пришлось повысить, и те, для кого предназначались дома, оказались за бортом. Газетный фельетонист, использовав «классические мотивы», перенес завещателя Солодовникова из загробного мира в Москву.Лишь полночь пробьет методично, На Спасских, старинных часах, «Коль славен» сыграют куранты Для звезд, что блестят в небесах, – Из мира загробного мчится Какая-то тень над Москвой, Она в одеянии белом И с лысой седой головой.Несется над сонной Москвою, Под звездным покровом небес...То сам Гавриил Гавриилыч, – Московский, всем памятный «крез»! Летит он и смотрит пытливо – Все тихо и сонно кругом.Вот два колоссальнейших дома Темнеют на фоне ночном.Не слышно людского там крика, Нигде там огни не блестят, Лишь впадины окон безмолвных На улицу мрачно глядят… …И тихо слова он роняет, Недужится будто ему: «Я дом завещал им построить, Они же воздвигли тюрьму!..» …И ходит молва по столице, Упорна, как правда сама, Что каждую ночь завещатель Свои посещает дома.Гораздо больше повезло другому наследию Солодовникова – театру на Большой Дмитровке (сегодня здесь Театр оперетты), который открылся после ремонта. Большинство восхищались новым театром.Но были и критики: «…Аляповатость и неуклюжесть во всем: в форме и внешних очертаниях балконов, в лепных работах, в разрисовке стен и потолка. Весь театр тонет в сером, однообразном декадентском орнаменте, как будто обит дешевым ситцем…» Новый театр породил и новое социальное явление, названное «солодовниковские бабы». В день объявления репертуара, когда начиналась предварительная продажа билетов, в очереди бросались в глаза по-деревенски одетые женщины.Время от времени то одна, то другая выходила в коридор и возвращалась с дамой или прилично одетым господином, которые и становились в очередь вместо нее. Не бесплатно, конечно. Судя по всему, это новоявленное барышничество стало заработком жен или родственников низших служащих театра.А вот Новый театр (здесь сейчас расположен РАМТ), получил название «Орион» и был отдан владельцем С. И. Зиминым «под просветительские цели». Первое представление на тему «Море» сочетало лекцию с туманными картинами, несколько короткометражных лент и концертное отделение, где в стихах, музыке и прозе воспевалась морская стихия. Публике понравилось…