Римейки: плагиат или искусство?
ВИДИМО, подзабылась сегодня история с “розовой кофточкой”, так выведшей из состояния равновесия звезду нашей эстрады Филиппа Киркорова. Ну в самом деле: зачем спрашивать у певца про римейки? Разве певец виноват в том, что современные российские композиторы или пишут музыку в стиле “два притопа – три прихлопа”, или дерут за свои произведения баснословные гонорары. А тут – такой выбор зарубежных хитов от Таркана до Дитера Болена! Ну как не устоять! К тому же, как говорил герой мультфильма “Пиф-паф! Ой-ей-ей”, снятого четверть века назад, “…как сказал классик – надо брать музыку у народа и только обрабатывать ее. Так я и делаю. Поэтому когда сегодня берешь у композитора – это, собственно говоря, берешь у народа, берешь у народа – берешь у себя. И главное – чтобы музыка была твоя. И кто говорит – плагиат, а я говорю – традиция...”.Единственный же минус заключается в том, что вот уже несколько лет, как эта традиция плавно перекочевывает с российской эстрады в российский кинематограф.Отсчет был начат в 2005 году, когда на телеэкранах появился сериал “Покушение” с Александром Дедюшко и Альбертом Филозовым в главных ролях. Вот краткое изложение содержания: “В 1999 году было предпринято первое покушение на главу российского правительства. Премьер-министр не пострадал, а спецслужбам удалось захватить одного из участников террористической операции. Но преступники не оставляют надежды осуществить задуманное. Организаторы теракта нанимают “человека без имени” – Филина, бывшего специалиста Главного разведуправления, который уже несколько лет считается погибшим. Информация о готовящемся вторичном покушении поступает в ведение следователей по особо важным делам Генпрокуратуры. Проанализировав ситуацию, они приходят к выводу, что для проведения нового теракта может быть привлечен только один человек – неуловимый и глубоко законспирированный профессионал. Теперь сотрудникам спецслужб предстоит разгадать план Филина и организовать операцию по предотвращению политического убийства”. Думаю, что если заменить кодовое имя “Филин” на кличку “Шакал”, все встанет на свои места. И люди знающие либо вспомнят фильм “День Шакала” с Эдвардом Фоксом, Майклом Лонсдейлом, снятом в 1973 году по одноименному бестселлеру Фредерика Форсайта. Успех “Дня Шакала”, признанного “фильмом года” (к слову, закрученный сюжет сценаристу и режиссеру удалось уместить в 2,5 часа экранного времени), пытались повторить неоднократно. Но – как-то не получалось. Не получилось и у режиссера “Покушения” Вадима Островского.Шло время. Заимствования становились все более беспринципными. Сидишь, бывало, у телеэкрана – зачем тратить 250 рублей на билет, если чаще всего “грандиозный российский блокбастер” показывают по ТВ уже через полгода – и думаешь про себя: вот этот кадр “свистнули” в таком-то фильме, этот – в таком-то… Но что говорить о фильме, который свистнули практически целиком, разве что название изменили.Вспомнить можно хотя бы “Все могут короли” (заинтересовавшихся отсылаю к первоисточнику – “Римским каникулам” с Грегори Пеком и Одри Хепберн, до которых Гоше Куценко и Елене Поляковой – как земле до неба). Несуразности, начавшись в самом начале ленты (мы, например, с интересом узнаем, что принцесса-то французская, а значит, во Франции снова монархия?), тянутся почти два часа. Не спас ситуацию и “папа-король” в исполнении Жерара Депардье… Хотя в кассовом плане фильм себя оправдал: отбил вложенные бабки и наскреб пять лимонов баксов сверху.А потом появились “Стритрейсеры” – сложный продукт параллельного скрещивания теле-шоу “Тачка на прокачку”, фильма “Форсаж” и мультика “Тачки”. Почему и для чего Олег Фисенко написал для этого фильма сценарий, а потом еще и срежиссировал его? Трудно сказать… Последний пример – “День “Д”, снятый Михаилом Пореченковым. Лента – про отставного спецназовца, который страшно мстит эстонским экстремистам (уже от этого хочется смеяться) за похищение дочери с целью шантажа. Несложно понять, что идея и сценарий “слизаны” почти один в один с на самой лучшей картины Арнольда Шварценеггера “Коммандо”, снятой в 1985 году.Конечно, американцы – тоже не ангелы: их сценаристам порой не хватает идей, и они их… нет, не заимствуют, а покупают в Европе. Ярчайший пример – “Правдивая ложь” с Джеми Ли Кертис и тем жеШварценеггером, снятая по мотивам “Тотальной слежки” с Тьерри Лермиттом в главной роли.Но все-таки отдельной строкой в списке римейков стоят два российских “блокбастера” – “Охота на пиранью” и “Побег”.“Охота на пиранью” – это лучший пример того, как не надо снимать боевик. Автор сценария намешал в сюжете винегрет из “Рэмбо. Первая кровь” (прыжок со скалы на деревья), и “Целого мира мало” (главный злодей Прохор (Евгений Миронов) не чувствителен к боли), и “Перевозчик” – все пули, выпущенные главным героем-Машковым оставляют в воздухе трассирующий след. Но даже такую адскую смесь можно было бы, наверное, снять иначе, если бы не наплевательское отношение к зрителю. Хотите примеры? Пожалуйста! Первый: герой с героиней идут по окраине таежного – выдуманного – города Актарска. Их нагоняет грязный лесовоз с… московскими номерами (99-й регион). Тот же лесовоз стоит на центральной площади уездного городка. И тут разворачивается нечто… Главного героя в закрытом помещении окружает десяток бандюганов с огнестрельным оружием. Как выручить героя? Создатели фильма не мудрствовали лукаво: все злодеи просто с треском вылетают сквозь окна и двери, а то, как и что с ними сотворил суперагент Кирилл (Машков) режиссер со сценаристом оставили за кадром.Фильм “Побег” снял “золотой мальчик” Егор Кончаловский, а сценарий для него писали даже три сценариста. Непонятно, зачем следовало приглашать целую команду? Ведь фабула списана с “Беглеца” (в главной роли Харрисон Форд), – к слову, ее, фабулу, тоже писали три сценариста.Не поленился, посмотрел отзывы о фильме в Интернете.Сплошное “круто!”, “Евгений Миронов (главный герой) переиграл Форда” и т.п. Правда, большинство смотревших фильм – и писавших отзывы – признавались, что первоисточник не смотрели. Может, от того и столько восторга? Если герой Харрисона Форда хотя бы внешне тянет на светилу медицины, то врач в исполнении Миронова должен был бы работать в лучшем случае фельдшером на “скорой помощи”. Это первое. Второе: герою Томми Ли Джонса – офицеру из управления исполнения наказаний – наплевать, виновен ли беглец или нет. Для него главное – восстановить статус кво, вернуть сбежавшего зэка за решетку, а интерес к его судьбе возникает уже по ходу действия. Ну а что касается российского офицера ГУИН (в этой роли Алексей Серебряков), то у него – цель корыстная: дочь тяжело больна и помочь ей может только герой Евгения Миронова, бегающий в чистенькой синей робе по чистенькой и опрятненькой тайге.Что касается третьего, то это уже претензия лично к режиссеру. Понятно, что Егор Кончаловский рос в звездной семье и, похоже, понятия не имеет о том, как живут такие простые люди, как, например, сотрудники управления исполнения наказаний. В фильме герой Серебрякова возвращается домой – в квартиру, границы которой теряются за линией горизонта, где полы покрыты зеркально отполированным паркетом… Эх, Егор Андреевич! Если бы российские менты жили так, как вам видится!..…Знойная пустыня, на пути немецкого десантного батальона, собирающегося поставить точку в кровавом сражении на линии Эль-Аламейна, группа солдат и один танк. И – один колодец на всех.Немцам нужна вода, без нее они не дойдут до линии фронта. Но немцы не знают, что воды в колодце нет. Знают это и солдаты, волею судеб охраняющие высохший колодец.Он – их главная тайна. Их цель – сковать силы фашистов, не дать им перевесить чащу весов в сражении за Египет… Такова фабула фильма “Сахара”. Не той, где Пенелопа Крус с Мэтью Макконахи.А снятая десятью годами ранее Австралией и Канадой для телепоказа. В главной роли – Джеймс Белуши. А была еще одна такая же Сахара, снятая в 1943 году.А еще ранее – в 1937 году – был снят советский художественный фильм “Тринадцать” (режиссер Михаил Ромм). Тот же сюжет, только в фильме 10 красноармейцев, один старослужащий и двое археологов противостоят банде басмачей, охраняя колодец, в котором нет ни капли воды… Сомневаюсь, что такое совпадение случайно, хотя ни американцы, ни канадцы с австралийцами на первоисточник не сослались.Есть и более поздний пример, 1987 года – американский боевик “Неприкасаемые”, в котором герои Кевина Костнера и Шона Коннери противостоят Аль Капоне.Сюжетная кульминация – перестрелка на лестнице Центрального вокзала Нью-Йорка – агенты ФБР палят в мафиози, те огрызаютсяв ответ, а по мраморным ступеням катится детская коляска. Аллюзия с “Броненосцем “Потемкин” ясна? Сюжет с коляской с 1925 года – шедевр мирового кинематографа, его заимствовали потом еще несколько режиссеров, не только Брайан де Пальма.К чему это? К тому, что и наши сценаристы и режиссеры могут, если хотят. А еще лучше, когда они хотят и могут. И тогда появляются такие фильмы, как “Кукушка”, “Остров”, “Возвращение”.Так может, господа, не стоит так уж гоняться за “синей птицей”? Может, стоит подождать, когда из-под талантливого пера появится стоящий сценарий? Ведь рано или поздно “пипл” устанет “хавать” и начнет задавать неудобные вопросы про римейки. И будете вы тогда реагировать на красные кофточки, как “всероссийский зайка”.[b]Прямая речь– Разговор о ремейках в кино напоминает мне спор Велюрова и Соева в “Покоровских воротах”. Велюров утверждает: “Ведь это же переделка старого!”, а Соев отвечает: “Шекспир тоже переделывал старинные сюжеты”. Вот и вся проблема. Переделывайте старое, как Шекспир, как Григорий Горин, как Никита Михалков в своем фильме “12”, и никто даже не вспомнит слова “ремейк”. Или переделывайте, как Соев: посредственные стихи в еще более посредственные, и тогда вам точно припомнят еще и то, что вы стащили у кого-то сюжет.[/i]