«Доход употребить на вспоможение инвалидам…»
Мы продолжаем наш рассказ об истории инвалидного движения в России, о том, как в нашей стране рождалась и становилась система общественного призрения, о традициях милосердия и благотворительности. В прошлой нашей публикации () мы остановились – хронологически – на 60-х годах ХIХ века…Эти годы в России – время бурных катаклизмов и перемен, главная из которых – отмена крепостного права.Оживилась политическая, экономическая и общественная жизнь. Появились новые структуры государственного самоуправления. Земское 1864-го и городовое 1870 годов положения соответствующим образом отразились и на общественном призрении.Принимая меры по предупреждению бедности, земства накапливают средства для устройства и содержания домов для умалишенных, колоний малолетних преступников, приютов для подкидышей, на нужды крестьян, на постройку благотворительных учреждений. Экономика страны бурно развивалась.Богатых людей становилось все больше. Русские купцы, предприниматели, первые российские капиталисты строили детские дома и приюты, жертвовали на богадельни и больницы, были щедрыми меценатами.Россия до сих пор с благодарностью вспоминает имена Морозова, Мамонтова, Сытина, Солдатенкова.Книгоиздатель Кузьма Терентьевич Солдатенков пожертвовал два миллиона рублей на постройку «бесплатной больницы для всех бедных в Москве, без различия званий, сословий и религий». Доктор Боткин, чье имя она сейчас носит, наверное, не был бы в претензии, если бы в названии больницы была увековечена фамилия ее истинного основателя.Говоря о милосердии как об общественном движении, нельзя не сказать отдельного слова о благотворительной деятельности Русской православной церкви. Деятельность эта имеет богатые традиции в деле оказания помощи особо нуждающимся и прежде всего детям, пожилым людям и инвалидам: сама идея благотворительности в России росла и развивалась во многом благодаря ее усилиям. К примеру, только в Москве к 1900 году насчитывалось около 70 церковно-приходских попечительств, состоящих из местных священнослужителей и прихожан. Попечительства содержали богадельни, детские приюты, оказывали материальную помощь. На содержании православных церквей в Москве находилось свыше ста богаделен.Вернемся в XIX век. К этому времени в нашем Отечестве существовала несравнимая ни с одной страной мира сеть общественных институтов и организаций, призванных практически осуществлять милосердие в народной среде в форме конкретной помощи по возможности всем нуждающимся.Приюты, больницы, странноприимные дома, богадельни, общественные комитеты, занимавшиеся оказанием материальной и иной помощи бедным, сиротам, престарелым, калекам и инвалидам, в изобилии располагались на безграничных просторах «отсталой» Российской империи.Сразу после окончания Отечественной войны 1812 года в Петербурге вышла в свет ежедневная российская газета «Русский инвалид». Главную задачу ее первоиздатель П. Пезаровиус определял так: «Газета наша основана с тем, чтобы весь чистый доход от ее издания употребить на вспоможение инвалидам, солдатским вдовам и сиротам».Прежде чем говорить о содержании этой газеты, нужно вспомнить, что изначально словом «инвалид» в России именовали лиц, пострадавших на военной службе. Служба в то время растягивалась на двадцать и более лет, и почти никто из служивших не миновал ранений, увечий и болезней. Газета «Русский инвалид» издавалась до 1917 года Во время любых войн и после них так или иначе стихийно образовываются кружки и общества ветеранов, покалеченных на поле брани. В России такие общества часто возникали вокруг сестер милосердия – легендарных русских женщин, которых объединяло стремление помочь своей Родине в трудную минуту и чувство глубокого сострадания к искалеченным ветеранам. Впервые Россия услышала о женской медицинской помощи в ноябре 1854 года, во времена памятной и трагической обороны Севастополя. У истоков рождения Крестовоздвиженской общины сестер милосердия стояли замечательные русские люди – великая княгиня Елена Павловна и знаменитый хирург Пирогов.6 ноября 1854 года, то есть практически сразу после учреждения Крестовоздвиженской общины, первый отряд сестер милосердия поехал в Севастополь на передовую. То, что им довелось пережить, достойно не просто уважения – преклонения. К физическим страданиям прибавлялись и тяжелейшие моральные, ибо у них на руках умирали сотни людей.«Они удивительно умеют простыми и трогательными словами у одра страдальца успокаивать их мучительные томления. Иные помогают раненым на бастионах, под самым огнем неприятельских пушек. Многие из них пали жертвами прилипчивых госпитальных болезней», – писал Пирогов жене.Закончилась Крымская война. Но идея создания общин, подобных Крестовоздвиженской, стала распространяться по России. В 1859 году великой княжной Александрой Петровной была учреждена, например, Покровская община сестер милосердия в СанктПетербурге. Постепенно многие из ранее возникших общин перешли к Обществу Красного Креста. Самостоятельными оставались долгое время лишь несколько старейших: Свято-Троицкая, Покровская, «Утоли моя печали», однако во время войн они предоставляли все имеющиеся в их распоряжении силы Красному Кресту.Уже во время Русско-турецкой войны 1877–1878 годов и Русско-японской войны 1905 года на фронт отправились сотни квалифицированных сестер милосердия. Тяготы военного времени русские сестры милосердия переносили наравне с мужчинами, не стеная и не жалуясь. Более того, они поддерживали дух мужчин, больных и раненых, и по окончании военных действий. Одна из них, Евгения Сергеевна Митюрева, сестра милосердия Тверской общины, раненная в сражении под Гумбиненом, известна тем, что после войны добивалась лечения раненых в лучших клиниках России и зарубежья, опекала ветеранов, помогая им и морально, и материально.Сестры милосердия помогали Отечеству не только в дни войны, но и во время стихийных бедствий, неурожаев, голода, эпидемий. Они ухаживали за немощными стариками и инвалидами в больницах и богадельнях.Говоря о государственной социальной политике и об общественном движении благотворительности и милосердия в царской России, необходимо подчеркнуть, что инвалиды и ветераны и тем более немощные старики были лишь объектами заботы государства, Церкви и общества, но сами не создавали собственных организаций.Общественное движение самих инвалидов возникло спустя несколько лет после окончания Первой мировой войны и Октябрьской революции…