Жизнь в толпе или личное пространство

Общество

СТОЮ у окна школы-интерната № 8 вместе со здешним директором. За окном – занесенная снегом спортивная площадка, угол здания, двор и забор. С недоверием смотрю на директора Вадима Анатольевича Меньшова: лет семь назад он так же горячо доказывал, что его подопечных – детей с диагнозом «умственная отсталость» – будут брать на патронат… Я тогда, честно говоря, не верила, но все сложилось! Были созданы школа для приемных родителей, патронатная служба, и ребята начали уходить в семьи.Директор не успокоился и увлекся идеей дать хотя бы части своих подопечных не урезанное коррекционное, а полное среднее образование, чтобы после окончания школы они могли пойти не то что в любой колледж, а даже в институт и университет. Что вы думаете, начали учиться, несмотря на диагноз и опасливые предостережения чиновников! Конечно, не все, но самые способные учатся в соседней общеобразовательной школе, и очень многие в вечерней, где получат тот же диплом о полном среднем образовании.Но в этот раз – я просто уверена в этом – директора одолевает самая неисполнимая из всех зародившихся в этом здании идей, особенно она безумна по московским меркам – постройка на месте нынешнего здания нового семейного дома, где ребята будут жить в квартирах по одному – максимум два человека в комнате. «Не все дети в семьях имеют отдельные комнаты», – скажете вы. Но на каждого сироту государство ежемесячно выделяет сумму, сравнимую с семейным бюджетом, – более 50 тысяч рублей. А отдача от этой государственной заботы минимальна. Через год после выпуска: 42 процента детей-сирот не работают или не учатся, 17,8 процента работают или учатся время от времени, 27,9 процента зависимы от алкоголя; 52 процента употребляют алкоголь регулярно, 9,3 процента наркозависимы, 30,8 процента употребляют наркотики иногда; 20,7 процента всех выпускников-сирот склонны к преступлениям. А после 5 лет – 25 процентов из них не работают или не учатся, 45 процентов не имеют постоянной работы.Главное, почему решено построить другой дом вместо привычного «скворечника», – новые задачи воспитания.Если в 50-е годы, во времена строительства интерната, главным было накормить, одеть, выучить многочисленную «гвардию детей-сирот» – строить быстро, детей вместить много, то сейчас времена изменились, и задачи теперь другие. При рачительном использовании государственных денег можно обеспечить лучшие условия, чем полуказарменное проживание по нескольку человек в комнате, где совсем негде уединиться. Все детство наших детей-сирот проходит в толпе, и никакого личного пространства.Что там пространства – ни одного «личного взрослого»! Так и растет маленький человек «в мире чужих людей». И вырастают дети, полностью беспомощные в быту.Живя в детском доме, им нельзя – по всем нормативам не положено – самим готовить еду, ходить в магазины, покупать вещи по личному вкусу. Даже подростки, живя в детском доме, часто не знают свой размер одежды и обуви! Вообще решать что-либо самостоятельно для ребенка-сироты большая роскошь, вся его жизнь подчинена режиму и распорядку. А по-другому никак – детей много, а педагог один! Так и растет ребенок – на всем готовом, ничего не решая и не выбирая до своего совершеннолетия. А в 18 лет выпускник-сирота остается один на один со всеми проблемами взрослой жизни, и далеко не каждый может с ними успешно справиться.Сейчас школа-интернат № 8 располагается в двух типичных учебных зданиях – школа постарше, интернат помоложе – это незамысловатый кубик постройки середины прошлого века. Времена его добротности давно прошли, и сейчас встает выбор: капитальный ремонт или строительство нового здания. Это как раз тот случай, когда снести проще и полезнее, чем отремонтировать. Архитектурной ценности эта композиция никогда не представляла, а обветшала изрядно: некогда металлические трубы превратились в ржавые и дырявые, стены то и дело осыпаются, а косяки дверей еще в лихие 90-е годы раздолбали до основания: их чинили и выбивали вновь тогдашние обитатели интерната – сироты перестройки.Задумка проста – снести по очереди учебный и жилой корпус, а вместо этого построить просторный семейный дом. Школа? Меньшов уверен, что его дети вполне смогут учиться в соседней общеобразовательной школе, если не в обычных классах, то в коррекционных – незачем держать детей-сирот в «резервации», учить обособленно от ребят из семей. И спортивную площадку вместе с этой же соседней школой можно общую иметь, все равно ребята этих двух заведений занимаются на одной, а вторая стоит и ждет ремонта. Зато высвободится площадь для удобного современного семейного дома.И это не призрачные планы. Новые хоромы готов на благотворительной основе спроектировать на «золотых» сотках Западного округа известный архитектор, а попечительский совет интерната уже ищет спонсоров. Вглядываюсь в лицо директора – «не шутит ли», но слушаю внимательно. А он вполне правдоподобно, а главное – серьезно описывает этапы строительства, взмахивая рукой то в сторону будущего семейного дома на месте нынешней спортивной площадки, то в сторону угла здания, на чьем месте должен появиться медицинский корпус.Планируется построить два отдельных корпуса, в которых дети будут жить уже с трех, а не с семи лет. Первый – семейный, в котором будет 15 квартир для детей разного возраста и пола – как в настоящей семье. И оборудована такая квартира будет всем необходимым. Здесь найдется место каждому, где уединиться, поразмыслить, порадоваться и в тишине погрустить – а это тоже надо! Второй корпус не менее грандиозен по задумкам.Здесь планируют создать лечебно-оздоровительный блок с бассейном, спортивным, тренажерным залами, массажным кабинетом, сауной, соляной комнатой, кабинетом физиотерапии, четыре кабинета для врачей. А еще здесь планируют заниматься диагностикой, реабилитацией, выделить специальный социально-правовой блок.Но все это бытовое благополучие, убежден директор, не станет настоящим домом, если дети и педагоги в нем опять окажутся в одиночестве. Вадим Анатольевич говорит:– Самая, самая заветная мечта – чтобы к ним ходили в гости! Уже сейчас в интернате ждут добровольцев, которые будут приходить просто так, поболтать, поиграть, помочь не деньгами и вещами, а участием. А еще очень нужны репетиторы, чтобы поддержать ребят в стремлении учиться и получить достойное образование. Это первые шаги к новой жизни, к НАШЕЙ новой школе.Как говорится, планов громадье, на месте обычного, привычного интерната хотят создать новое учреждение, новое не только и не столько по стенам, количеству комнат и размещению детей.Главная цель – счастливое детство и успешная последующая жизнь значительной части москвичей – детейсирот. А для этого можно и должно воплощать самые смелые идеи. Теперь осталось дождаться новоселья.[b]Сказано!Президент России Дмитрий МЕДВЕДЕВ:[/b]

amp-next-page separator