Сегодня – Международный день отказа от курения

Общество

Курение как было, так, к сожалению, и остается одним из самых острых и больных вопросов – тем более у нас, в России. К Рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения мы присоединились, сей документ был даже ратифицирован Государственной думой, но ситуация – пока! – не меняется. Наценка, то бишь акциз, остается смешной – 3–4 рубля, примерно в 11 раз ниже, чем в странах Европейского союза. Как итог – пачку сигарет может себе позволить купить любой подросток на свои карманные. И каждый день на улице можно увидеть мальчугана или – что хуже – девочку, возвращающуюся из школы с сигаретой в зубах. По статистике той же ВОЗ, в российских школах курят каждый второй старшеклассник и каждая вторая старшеклассница.И от никотина продолжают гибнуть люди, старшее поколение умирает от болячек, а в молодежи только начинает свой страшный отсчет табачный часовой механизм. «Вечерка» уже писала, что по всему миру за XX век от болезней, вызванных табакокурением, скончались около 100 миллионов человек. Это две трети нынешнего населения России, на минуточку. А каждый год из-за табака в мире ежегодно умирают порядка пяти миллионов человек.Именно поэтому в странах ЕС, Штатах и других странах ведется активная антитабачная кампания. И сигареты там стоят дороже, и реклама табачных изделий на рекламных щитах запрещена, и половина самой сигаретной пачки «украшена» иллюстрациями: или легкие, пораженные раком, или конечности, гниющие от гангрены, или еще какое-нибудь «аппетитное» последствие курения. Бывают же люди впечатлительные, которые прекратят «здоровью вредить», насмотревшись таких ужастиков.В США, кстати, еще лучше придумали – таких табачных мастодонтов, как Philip Morris и British American Tobacco поприжали, скажем так. Правительство предъявило иск «в номинациях» рэкет и угроза общественному здоровью, выиграло дело и несколько укротило аппетиты транснациональных табачных гигантов на территории Штатов.Которые, разумеется, начали активнее действовать там, где им никто не мешает, – в России.У нас ситуация пока что иначе – ну кого нынче испугаешь предупреждениями Минздравсоцразвития?! «Вредит вашему здоровью», «Причина заболеваний сердца»... Слабовато, согласитесь. Хило! Ну а уж сами пачки выглядят красиво, можно сказать, манят потребителя. Не буду углубляться и пиарить бренд – лишнее это. Скажу только, что реклама одной из табачных марок, судя по розовенько-гламурному дизайну этикетки, направлена на девочек в возрасте от 14 до 18 лет...А наше любимое телевидение? Оно же постоянно масла в огонь подливает! Есть, конечно, и положительные моменты, вроде социальной рекламы. Кто помнит, ходила по ТВ серия роликов – на экране показывали активную жизнь молодого человека (или девушки), который, к примеру, катается на скейтборде, учится в институте, развлекается, занимается спортом и, что немаловажно, НЕ КУРИТ. Вот только реклама эта была, как говорится, с перерывом на фильм, вроде «Последнего бойскаута», где Брюс Уиллис с сигаретой не расстается, или еще какую-нибудь героическую эпопею, где после очередного спасения мира/жены/друзей и иже с ними герой откидывается в кресле и смачно затягивается: дескать, заслужил. Соответственно, тысячи подростков, ищущих пример для подражания, в том числе в кинематографе, стараются походить на любимых героев – одеваться подобно им, курить подобно им, авось и мир когда-нибудь спасут – чем черт не шутит?Еще одна «вечная» проблема – ларьки. Малый бизнес, он, конечно, основа рыночной экономики, без него – никуда... А сейчас, внимание – вопрос: чем проще всего торговать с лотка, учитывая цену, объем и условия хранения товара? Вопрос был риторическим, ответ напрашивается сам собой – конечно, сигаретами! Стоимость, в зависимости от марки, колеблется от червонца до сотни, места не занимает практически, и не сгниет товар скоропостижно, как это может случиться, к примеру, с мешком картошки.И как власти ни стараются отодвинуть торговые точки шаговой доступности от школ, нечистые на руку торгаши всегда найдут в законе какую-нибудь лазейку, чтобы и рыбку съесть, и на лошадке покататься. Слышали, наверное, как один владелец винно-табачного магазина школьные ворота рядом со своей лавочкой заварил? До ворот было 5 метров, а до калитки, в обход – больше двадцати. Дело в том, что по нашим замечательным законам расстояние от места торговли до детского учреждения рассчитывается от двери до двери. И торгует себе парень, как ни в чем не бывало.Еще одна примочка многоуважаемых табачников, о которой опять-таки рассказывала наша газета, – «легкие», «суперлегкие», «мягкие» и прочие бренды с подобными приставками. Смысл, который улавливается потребителями на раз: хотите курить и не так сильно гробить здоровье? Переходите на «легкие» сигареты! Ложь, обман и провокация. Факт первый: «легкость» сигарет заключается в большем количестве дырочек в фильтре – просто не весь «газ» поступает в легкие курильщика, часть выветривается по дороге. Факт второй: переходя с сигарет обычных на сигареты «мягкие», человек начинает глубже и чаще затягиваться, дабы получить привычную дозу, в результате он поглощает гораздо большее количество вредных веществ и канцерогенов.Идем дальше. На каждой пачке написано – никотина столько-то, смолы столько-то. А вдумывается ли человек курящий, что это за смола? Это ведь не та смола, которая с деревьев капает, под смолой производители табачных изделий подразумевают гремучую смесь вредных веществ, можно сказать, в одной сигарете – вся таблица Менделеева. Естественно, напиши табачники правду, они бы лишились львиной доли своих доходов. Кому захочется затягиваться, к примеру, полонием? Тем самым, из-за которого три года назад в Лондоне страсти шпионские возбухли? А (вот же совпадение!) именно британские врачи обнаружили некоторую долю радиоактивного вещества в табачном дыме.Вы все еще хотите курить?! Я умываю руки...Впрочем, что это мы все про негатив да про негатив? Многие молодые люди уже усвоили, что курение – вред.Мало того, что усвоили – сами не курят, другим не советуют и ведут активную пропаганду здорового образа жизни.Есть «глобальные» примеры. Молодежное демократическое антифашистское движение «Наши» в рамках Года молодежи проводило множество акций «за здравие», одна из них называлась «Постой, паровоз!» На Болотной площади активисты из числа «Наших» рассказывали свои истории отказа от курения, заслуженные врачи рассказывали о цене проигрыша в игре с никотином, в ходе акции гости могли обменять сигареты на сувениры. В общем, не дымите, ребята, как паровозы...Есть у нас в Москве и «на местах» борцы с табачной чумой. На северо-западе столицы действует проект «Молодежная гостиная». Сюда ребята приходят собраться в кружках «по интересам». Одни играют и поют в рок-группе, другие устраивают литературные и театральные вечера. Здесь же, кстати, проходят заседания районной молодежной общественной палаты.Одно из главных правил для посетителей «Молодежной гостиной» гласит: никаких сигарет, никакого алкоголя и – уж понятно! – никаких наркотиков! Директор центра Иван Марьин и сам ведет здоровый образ жизни, и другим советует:– Ребята, нужно просто осознать: табак, бутылка и все остальное – это лишнее в жизни! Зачем гробить свое здоровье? Жизнь дается только один раз – не лучше ли прожить ее с умом? Тем более что вокруг полно безвредного «кайфа»: и спорт, и кино, и бильярд с боулингом, и, конечно же, девушки! Словом, все, что пожелаете. Мы – за здоровье!В общем, не все так уж безотрадно на фронте борьбы с табаком. Кстати, дают повод порадоваться и официальные источники: так, Министерство финансов РФ обещает увеличить акциз на табачную продукцию с 1 января 2010 года. Мало того, наценка будет подниматься и в 2011–2012 годах. Сколько будет стоить пачка сигарет – узнаем в новом году. Быть может, кто-то и призадумается – а стоит ли платить такие деньги за вред собственному здоровью? Поживем – увидим...[i]Ресторан. Дама обращается к парню за соседним столиком:– Молодой человек, ваша сигарета меня раздражает!Он, затягиваясь:– А меня она вообще убивает...[/i]

amp-next-page separator