Продукция АЗЛК теперь стала экспонатами музея

Общество

Отныне в столичном Музее ретроавтомобилей, что на Рогожском Валу, размещается и достояние завода АЗЛК. Или «Москвич», кому как привычнее. 75 лет существования… С 1931 по 2006-й. Полтора десятка моделей, в два-три раза больше концептов, которые так и не увидели свет. Если бы увидели, может быть, история московского автомобилестроения вообще и судьба завода в частности сложились бы иначе.Сегодня – спасибо правительству Москвы и ГК «Метрополь» – познакомиться с достоянием отечественной автомобильной истории могут все желающие. Правительству столицы спасибо за то, что в городе вообще появился такой музей, ГК «Метрополь» – за то, что, приобретя все, что осталось от обанкротившегося предприятия, бизнесмены по-доброму отнеслись к его наследию, преподнеся его в дар Москве.Итак, начнем экскурсию?Вот Ford A 20-х годов прошлого века: именно с этого авто началась история «Москвича», который тогда назывался Московским автосборочным заводом имени КИМ (Коммунистического интернационала молодежи). Интересно то, что КИМ был… филиалом строившегося тогда ГАЗа: в Москве из машинокомплектов собирали готовые «ашки» – сегодня это назвали бы отверточной сборкой. В 1939 году завод стал самостоятельным предприятием, «заточенным» под выпуск собственной модели КИМ-10, но дальнейшему развитию помешала война.Второй запуск завода – в августе 1945-го, когда было принято постановление о восстановлении автопроизводства в Москве. Возвращать оборудование из эвакуации не стали: в цехах установили станки и сборочные линии опелевского завода из Руссельхайма. Никого не остановило то, что все это было изношено еще до войны. Зато первый из «Москвичей», 400-й, – настоящий Opel Kadett 1938 года. Завод выпускал его почти 10 лет, хотя, несмотря на все усилия, движок модели оставался маломощным: максимум 45 «лошадей».А первым настоящим «Москвичом» можно считать 407-й – у машины появились новый двигатель и новая коробка передач.А следующий, 408-й «Москвич», снялся в «Зеленом огоньке». К слову: автомобиль этой модели, сошедший с конвейера 18 мая 1967 года, стал миллионным авто в истории завода с 1946 года. Миллион машин за два десятка лет… Темпы автомобилизации страны не впечатляли.Спортивным триумфом предприятия стал, естественно, «Москвич-412»: на нем в 70-е годы команда завода заняла немало призовых мест.Кстати, сам момент передачи коллекции в дар городу приурочен к одной из побед на мировом чемпионате 1974 года…Но, разумеется, в конструкторском бюро люди тоже не просто так штаны просиживали. Вот – так бы сейчас сказали – три концепт-кара: модели 356, С1 и С3, все – начала 70-х. Выглядят вполне на мировом уровне, между прочим. Особенно С3. Ее могли поставить на конвейер уже в 77-м, и это был бы поворотный момент в истории АЗЛК…Но в те годы во главе угла стоял ВАЗ: конкуренцию ему старались не создавать. А потому те, кто курировал автопром сверху, дали заводчанам команду «отставить». И настоятельно «предложили» обратить внимание на французскую модель Simca-1308. Так появился «Москвич-2141» – последняя массовая модель в истории завода, получившаяся «сырой».Поняв, что в правительстве ставят на передний привод, конструкторы создали целый ряд неплохих концептов. Вот «Истра» – разработка 1985–88 годов – могла стать на конвейер в 1991-м.Дизельный двигатель, поднимающиеся кверху двери, расход топлива в пределах 3,5 литра на 100 км. И главное – предусмотрена возможность выведения данных приборной панели на лобовое стекло! Еще и сейчас, в начале XXI века, это до сих пор опция, доступная далеко не на всех западных моделях.Или вот «Алеко». Как многие помнят, так назвали рестайлинговый 2141-й, который владельцы сразу переименовали в «Калеку». Однако «Алеко» должен был называться «Москвич-2143» (тоже разработка середины 80-х) – перспективная модель с частичным остеклением дверей.Даже ходовые макеты были готовы, но модель сочли – интересно, кто? – неперспективной…Есть в музее даже наработки по отечественным минивэнам, например модель «Арбат»: пространственная алюминиевая рама, обвешанная пластиковыми панелями. Ее «нарисовали», когда Renault Espacе еще не сходил с конвейера. Или микроавтобус, который мог бы выпускаться даже в Братиславе. Не пошло: Советский Союз и блок Варшавского договора уже развалились… А вскоре развалился и был признан банкротом и сам «Москвич». И все, что от него осталось нам на память, – тысячи еще ездящих «Москвичей» разных поколений и 38 экспонатов музея. Это своего рода памятник. Памятник нашим успехам и нашей безалаберности. Ведь как сказал один из старейших работников завода, присутствовавший на церемонии передачи коллекции, «если бы 412-й «Москвич» правильно собирали, это был бы отличный автомобиль».Никто в этом и не сомневался. Осталось ответить на вопрос: а что мешало «правильно собирать»?..Ведь если б все было «правильно», может, и «Москвич» стал бы достоянием истории куда позже.

amp-next-page separator