Власти Москвы рассмотривает законопроект о парковке машин
ПО ОФИЦИАЛЬНЫМ данным, автопарк Москвы насчитывает сегодня около 3,5 млн автомобилей, и ежегодно он увеличивается на 105 тысяч единиц. В городской среде часто действует закон прямой пропорции: так связаны между собой сложности с парковкой, рост автопарка и проблемы на дороге. Чтобы разорвать эту цепь, появилась и еще одна составляющая – городская программа по решению гаражной проблемы «Народный гараж». Обновленная редакция программы учитывает все аспекты, такие как оплата машино-места, защита средств автовладельцев от участи обманутых дольщиков, выбор оптимального участка под строительство.Последний пункт – один из самых проблемных в условиях мегаполиса, но он – не специфическая особенность Москвы, это мировой бич.Упорядочить ситуацию в этой сфере призван новый законопроект, который рассматривается Мосгордумой, – «О размещении автомототранспортных средств в городе Москве». По стандартам Евросоюза город считается благополучным в этом отношении, если гаражами обеспечено 60% зарегистрированных автомобилей. В Москве эта цифра пока в два раза меньше – 30%. Но проблема строительства гаражей неотделима от одного обстоятельства, а именно поиска места под это строительство.Сегодня «ракушки» (числом 60 000) и «пеналы» различных типов занимают огромную территорию – 3,8 тысячи гектаров по всей Москве, причем законность установки многих из них вызывает вопросы.Мы живем в городе, построенном в советские годы, и для автомобилей и для мест под гаражи расчеты действуют еще советские. По советским нормативам на 1 тысячу жителей строилось от 40 до 70 машино-мест. Никто не предполагал, что ситуация изменится столь резко, и сегодня есть семьи, которые могут позволить себе не один, а два-три автомобиля.Совершенно ясно, что загроможденные автомобилями и «ракушками» дворы не нравятся никому, в том числе их владельцам. Практика использования этих устаревших конструкций просто недопустима: город и люди задохнутся, ликвидация «ракушек» – это выбор между интересами людей и машин.Если делить все парковочное пространство, то уместна такая классификация – есть паркINги, а есть паркOFFки.Первые позволяют парковать машину без противоречия с основной жизненной средой двора, других людей – это цивилизованное парковочное пространство. К нему относится и инициированная городскими властями программа «Народный гараж». В рамках программы гаражные комплексы должны быть удобно расположены, права собственности на машино-места будут защищены, оплата, особенно в сравнении с коммерческими неподъемными ценами, приемлема. Второй тип, наоборот, действует исходя из «OFF-принципа» для всех остальных – это все методы, начиная от кулачных боев за машино-места и самовольной установки столбиков, заканчивая нагромождением «ракушек», неграмотно и нерационально занимающих придомовую территорию.Нововведения – это всегда трудно, и порой люди лучше будут терпеть старые и знакомые неудобства, чем осваивать новое. И потому у новой, еще не до конца оформившейся городской инициативы уже появились противники и оппоненты.Президент общественного движения «Антипроизвол» Леонид Ольшанский утверждает, что «ракушки» не строения – раньше машины накрывали брезентовым тентом, а теперь металлическим, и по этой причине сносить их нельзя. Кое-кто утверждает, что какими бы ни были нововведения – платные парковки, автоматические парковки, запрет на парковку в определенных зонах – наши люди все равно что-нибудь придумают, чтобы обойти все запреты и ограничения, и потому ситуация все равно не изменится. Механизированные парковки работать все равно не будут – быстро сломаются, а чинить их никто не будет.Но ведь с такой установкой ничто и никогда работать не будет. Именно поэтому у нас и машины стоят там, где вообще это немыслимо: на Садовом кольце в два-три ряда – в самом центре города в любое время суток. И всетаки караван идет своим ходом – сегодня в Москве уже работает 60 автоматизированных парковок.Считается, что более эффективным и действенным методом достижения желаемого результата является не пряник, а кнут – запреты, ограничения. В Европе, Америке, Японии они прекрасно работают, и никому в голову не приходит ими манкировать.Как-то по-другому взглянешь на наше абсолютно бесплатное Садовое кольцо и узкие улочки центра, где движение становится однополосным из-за припаркованных целыми днями машин! Именно поэтому и необходимы меры, законодательно ограничивающие территории для бесплатной парковки. Абсолютный запрет распространится на охраняемые природные зоны, детские площадки, газоны. Глава стройкомплекса Владимир Ресин особо подчеркнул, что это не означает, что завтра снесут все «ракушки», речь идет о запрете на установку новых боксов.Проблема не может быть решена в одночасье – все-таки это строительство, но чтобы его вести, нужно оставить под него земли. При строительстве участка Четвертого транспортного кольца строители были вынуждены снести гаражный кооператив, но после в новом паркинге автовладельцы могли получить машино-место взамен снесенного гаража (или же денежную компенсацию).Гаражная проблема неразрывно связана с еще одной – транспортной. И пока московскими властями используется преимущественно «метод пряника», то есть идет интенсивное дорожное строительство, москвичи должны свыкнуться с мыслью о том, что есть и кнут – ограничения, обязательные для всего города, всего общества. Нет и не может быть такого выбора в цивилизованном обществе: уважать закон или нарушать.Закон есть, и это значит, что его надо уважать.[i]Чтобы зарегистрировать машину в Японии, автовладелец обязан предоставить документы, подтверждающие, что у него есть гараж для этой машины, – чем не кнут? В Вашингтоне бесплатно на улице парковаться можно только ночью и в воскресенье; в парковочных автоматах час стоянки стоит 60 рублей, и найти парковку на улице очень сложно, за счастье считается припарковаться за 4–5 кварталов от нужного адреса. На таких парковках нельзя оставить машину более чем на два часа.Неограниченное количество времени оставлять авто можно на подземных стоянках, но час будет стоить уже 300 рублей. Штрафы за неправильную парковку – одна из самых больших статей бюджета Вашингтона, за этим следит специальное подразделение парковочной полиции. Размер «выкупа» со штраф-стоянки доходит до 4 тысяч рублей.[/i]