Вертолёты – престижная московская продукция
Не секрет, что Россия долгое время считалась одним из лидеров мирового вертолетостроения, особенно в военной сфере.Начиная с 1950 г. во всем мире выпустили 65 тыс. винтокрылых машин, из них 26 тыс. собрали в нашей стране, причем 6 тыс. пошли на экспорт. После перестройки последовал вполне логичный спад, но в данный момент открываются серьезные перспективы, в том числе и в гражданской сфере. Хотя совсем недавно Россия занимала только 4% мирового вертолетного рынка, уже в этом году планируется построить более 200 машин, а к 2015 году выйти на уровень 15% мирового рынка в этой отрасли.Уже сейчас есть чем гордиться: начат серийный выпуск сразу двух боевых вертолетов – Ми-28Н и Ка-52 «Аллигатор». Идет доработка нового транспортного вертолета Ми-38, в скором времени он будет представлен как на внешнем, так и на внутреннем рынке. Параллельно ведутся работы и по другим нашим машинам. Ситуация настолько оптимистична, что впервые за долгие годы российские конструкторы заговорили о начале работы над целым классом принципиально новых высокоскоростных вертолетов нового поколения – Ка-92 и М-Х1.Это ответ американским разработкам фирмы Сикорского – Х1 и Х2. Ведь большинство специалистов считает, что будущее за скоростными вертолетами.Несведущие в истории российских вертолетов заинтересуются, почему в названии практически всех машин присутствуют либо буквы Ка, либо Ми. Отвечаем: значит, эти вертолеты произведены либо фирмой «Камов», либо фирмой «Миль». Названы эти фирмы в честь людей, их основавших. История жесткой конкуренции между этими фирмами насчитывает более полувека...Сама история вертолетостроения без русских конструкторов была бы совсем иной. Знаменитый русский американец Игорь Сикорский построил в России два вертолета еще в 1908 и 1909 годах.Однако позже он охладел к вертолетам и занялся конструированием аэроплана. Сикорский вернулся к вертолетам только в 1938 году, уже в США, пытаясь сохранить свою компанию на плаву. Первый более-менее завершенный летающий образец вертолета Сикорского VS-300 (S-46) появился в 1939 году. С тех пор имя Сикорского неразрывно связано с вертолетостроением.До изобретения автомата перекоса ни о каком управляемом полете на вертолете не могло быть и речи. В 1911 году выдающийся инженер Б. Н. Юрьев опубликовал «схему одновинтового вертолета с рулевым винтом и автоматом перекоса лопастей». До настоящего времени этот механизм используется на большинстве вертолетов. В 1912 году Юрьев построил первую модель одновинтового вертолета с рулевым винтом.В 1922 году профессор Георгий Ботезат, эмигрировавший после революции из России в США, построил по заказу армии США первый устойчиво управляемый вертолет, который смог подняться в воздух с грузом на высоту пяти метров и находиться в полете несколько минут.В 1926 году в России в ЦАГИ была сформирована «геликоптерная группа». Результатом ее работы стал управляемый вертолет ЦАГИ-1ЭА, совершивший свой первый полет в сентябре 1930 года на высоте 10–2 м над землей. Позднее на этом аппарате были достигнуты мировые рекорды: высота полета –605 м (в 5 раз больше, чем ранее), продолжительность –14 минут, максимальная дальность –3 км, скорость полета –21 км/ч.Но в 1929 году произошло еще одно событие: совершил первый полет автожир КАСКР-1 «Красный инженер». Он вошел в историю вертолетостроения как первый отечественный летательный аппарат вертикального взлета и посадки, названный вертолетом. Этим русским словом, переводящимся на английский как «spinfl yer» или «rotorcraft», и стали называться эти машины (ибо принятое в мире название «геликоптер», переводящееся с греческого как «машущий крыльями по спирали», не совсем точно). Во французском языке также принято более близкое к термину «вертолет» название «gyroplane».Слово «вертолет» придумал один из конструкторов КАСКР-1 – Николай Ильич Камов (1902–1973).Вскоре его заместителем на заводе автожиров стал работать Михаил Леонтьевич Миль (1909–1970).Именно эти два человека, получив в сороковых годах под свое руководство по конструкторскому бюро, в дальнейшем определяли лицо отечественного и мирового вертолетостроения.Удивительно, но они родились и выросли в далеком в то время от какого-либо технического прогресса сибирском городе Иркутске практически на одной улице. Их не назовешь ровесниками: семь лет разницы в возрасте – срок достаточно значительный, но определенная общность судьбы просматривается довольно ясно.Уже в сороковых началось это «великое противостояние» двух гениев вертолетостроения. Конструкторское бюро Миля создало и запустило в производство первый российский серийный вертолет Ми-1, конструкторское бюро Камова, имевшее опыт создания боевых автожиров, принявших участие во Второй мировой войне (автожир – это не вертолет, так как верхний горизонтальный винт используется исключительно для планирования и вращается не за счет двигателя, а за счет восходящего потока воздуха), – вертолеты Ка-8 и Ка-10, способные садиться на воду, и первый серийный корабельный вертолет Ка-15.Причем это было не только состязание конструкторов, но противостояние двух базовых принципов полета вертолета.Камов использовал схему вертолета с двумя горизонтальными соосными несущими винтами, Миль же – с одним горизонтальным несущим винтом и одним вертикальным рулевым.Тогда же наметилось и разделение функций. Миль разрабатывал вертолеты общегражданского и военного назначения, Камов – специального и военного назначения.Так, вертолет-легенда Ми-8, использующийся для грузо-пассажирских перевозок в труднодоступные места, попал в Книгу рекордов Гиннесса – этих машин построили 12 тыс. штук (ближайший соперник «по тиражу» – американский Сикорский S-70 был выпущен в количестве двух тысяч экземпляров), а транспортно-боевой Ми-24 во время афганской войны выпускали по 250 штук в год. Камов же был известен по вертолету Ка-26, отличавшемуся простотой пилотирования, надежностью в эксплуатации и используемому в качестве полицейского, санитарного и грузового вертолета, так как имел модульное строение и в качестве дополнительной кабины можно было установить соответствующий задаче блок – медицинский, грузовой, пассажирский…И все же КБ Камова создавало в основном боевые вертолеты специального назначения, поэтому о нем было известно значительно меньше. Ситуация изменилась только с появлением многоцелевого универсального боевого вертолета Ка-50, больше известного как «Черная акула». Об этом вертолете много говорилось во время перестройки, даже был снят одноименный фильм-боевик.После смерти обоих конструкторов в 70-х годах, противостояние двух школ продолжилось, несмотря на то что обе оставались московскими. Так, КБ Миля выпустило многоцелевой тяжелый транспортный Ми-26, боевой Ми-28, легкий учебно-спортивный Ми-34, средний многоцелевой Ми-38, легкий многоцелевой Ми-54. КБ Камова создало корабельный многоцелевой Ка-27 (Ка-28, Ка-32 в разных модификациях) «Helix», Ка-31 (Helix-B по классификации НАТО), вертолет радиолокационного дозора Ка31, боевой одноместный Ка-50 «Черная акула» (также известен под названиями В-80 и Вервольф), разведывательно-боевой Ка-52 «Аллигатор», считающийся на данный момент лучшим российским вертолетом, – его серийный выпуск начат в 2008 году.За десятилетия становления вертолетной промышленности вокруг каждого из КБ вырос свой «куст предприятий», соперники постоянно «бодались» друг с другом, и эта конкуренция очень способствовала созданию лучших в мире винтокрылых машин. Но в начале двухтысячных годов это противостояние якобы прекратилось. Для восстановления изрядно порушенной российской вертолетной отрасли было принято решение об интеграции всех имеющихся ресурсов. Было создано ОАО «Вертолеты России» –российский вертолетостроительный холдинг, объединяющий все вертолетостроительные предприятия страны. «Вертолеты России» является дочерней компанией ОАО ОПК «Оборонпром», входящего в состав Государственной корпорации «Ростехнологии». При этом и ОКБ Камова, расположенное в городе-спутнике Москвы Люберцах, и Московский вертолетный завод имени М. Л. Миля имеют некоторую самостоятельность (так, почти 10% акций завода Миля принадлежат американской компании Sikorsky) и соревнуются уже в рамках холдинга. Именно поэтому до сих пор неясно, какой перспективный проект по созданию принципиально новых высокоскоростных вертолетов нового поколения победит – Ка-92 или М-Х1.В прошлом году в Москве прошла Вторая Международная выставка вертолетной индустрии «HeliRussia-2009». На ней было заявлено, что Россия из года в год наращивает объемы производства. В 2008 г. было выпущено 169 вертолетов, в то время как годом ранее –102 винтокрылые машины.По плану прошлого года был выпущен уже 231 вертолет, а портфель заказов на вертолеты российского производства достигает 400 единиц со сроком их выполнения в ближайшие несколько лет.[i]Построен и прошел испытания первый опытный вертолет Ми-38, оснащенный канадскими двигателями PW127/5. Сейчас на вертолете планируется установить отечественный двигатель ТВ7-117. Максимальная взлетная масса Ми-38 – 16,2 т, максимальная масса перевозимого груза – 7 т, дальность полета с полной заправкой – 1000 км. Скорость на крейсерском режиме – 285 км/ч, максимальное число перевозимых пассажиров – 30 человек. Главная особенность нового гражданского вертолета Ми-38 – уникальная система защиты экипажа и пассажиров.Его шасси, пилотские и пассажирские кресла сделаны с дополнительным энергопоглощением, что позволяет выжить при скорости сближения с землей 12 м/сек.[/i][i]Европейский производитель вертолетов Eurocopter готов закупать в России до 40% комплектующих для вертолетов EC-135 и EC-145, продаваемых заказчикам в России и странах СНГ.Компания планирует закупать российскую авионику, автопилоты, сканеры и другое оборудование, рассчитывая таким образом снизить цену на свои вертолеты и тем самым заполучить новых клиентов в России и странах СНГ.На экспорт идут более 70% производимых в России вертолетов. В частности, по заключенным в 2008 году контрактам «Рособоронэкспорта» 80 Ми-17В5 улетели в Индию, 10 Ми-35 — в Бразилию, 14 Ми-17 — в Египет.Создаваемые в России скоростные вертолеты Ка-92 и М-Х1 будут способны летать со скоростью 500–550 км/ч. Достичь таких показателей конструкторы надеются за счет новой системы управления (толкающий винт с изменяемым вектором тяги) и винтов модернизированной конструкции. Для сравнения: обычная скорость Ка-50 «Черная акула» составляет 310 км/ч.[/i]