Латаем дыры в законе

Общество

— Система контроля должна опираться на два важнейших кодекса Российской Федерации — Земельный и Кодекс об административных правонарушениях. На этой базе должны возникнуть, во-первых, положение об осуществлении Госземконтроля на территории Москвы», и во-вторых, общий порядок использования земли в городе. А чтобы эти два документа приносили пользу, необходимо их провести в виде законов через Московскую городскую думу. И увязать с Генеральным планом Москвы, а также с градостроительным и имущественным контролем.Часто слышится: «Общество хочет знать», «Общество заинтересовано»… На самом деле вся проводимая судебная реформа – есть признание того, что с преступником борется не только государство, но и высший институт любой социальной системы — гражданское общество. То есть мы с вами.В этой связи хочу заметить, что законы, как правило, пишутся специальным юридическим языком, и такой язык может быть понятен узкому кругу специалистов. Поэтому нужны комментарии, которые адаптировали бы тексты принимаемых законов для широкого круга читателей, радиослушателей, телезрителей. Чтобы законы уважать, чтобы с их помощью себя защитить, нужно как минимум их знать.Неверное или непродекларированное использование участков городской земли должно приводить к удвоению ставки земельного налога. Такая норма была инициирована самой инспекцией и стала законом, который уже принят Мосгордумой. Нерадивым собственникам теперь будет сложно защищаться.У московских законодателей есть уверенность, что мы движемся в правильном направлении в вопросах, связанных с землей.Хотелось бы, наверное, все решать побыстрее. Но куда важнее — тщательно и постепенно. Это защитит от ошибок в будущем.Стало уже общим местом считать, что у нас, в России, издавна сочинялись суровые законы, что часто компенсировалось необязательностью их исполнения. Насчет «необязательности» можно согласиться. А вот о «нордическом» характере российских указов, приказов и тому подобном говорить, увы, не приходится. Они у нас как раз мягкие и чаще всего пишутся с оглядкой. Во всяком случае, порой в них находишь столько правовых «дыр», что просто диву даешься.У всех нынче на слуху скандал из-за Калининграда. А все отчего? Просто чиновники Евросоюза встали перед дилеммой: либо следовать здравому смыслу, но при этом нарушить закон, либо, наоборот, закон соблюсти — не разрешать калининградцам безвизовый въезд в свою страну, но тем самым вступить в противоречие с очевидным.Нет, у нас пока не так. У нас и вопрос такой бы не возник. Если потребуется, мы что хотите нарушим. Или оставим «на усмотрение», что тоже не вяжется с обычной законотворческой практикой.Читаешь, к примеру, нынешнее постановление правительства о работе Госземинспекции — и не перестаешь удивляться обилию ссылок. Тут обращения и к префектурам административных округов, и к Департаменту природопользования и охраны окружающей среды, и даже к ГУВД.Куда проще наделить Госземинспекцию специальными полномочиями. Так и хочется сказать: «Граждане, товарищи, господа хорошие! Когда вы пишете законы, указы и постановления, постарайтесь чаще задумываться о будущем! Ведь хороший, работающий закон, эффективнее сотен и тысяч ударно «вкалывающих» работников.Приезжая, пусть на короткое время, в какую-либо из западных стран, наш человек не перестает удивляться: чисто как! При этом концентрация в крови бытового патриотизма резко падает: «А у нас!.. Эх!» Можно, конечно, ссылаться на тяжкий груз прошлого, на бескрайность отечественных просторов, но факт остается фактом: родной пейзаж никак не радует. И не потому, что вокруг некрасиво, потому, что грязно… Недаром Церетели недавно изобразил столичного мэра в обличии дворника, в робе и с метлой. Это не шутка, скорее, образ, предвидение, если хотите: за плечами Лужкова явные успехи в деле украшения большого города вообще и мест нашего обитания — парков, лесных массивов, улиц, дворов — в частности.А что же делать Госземинспекции? Влиять на развитие городских структур с помощью только административных методов — невозможно. Все самые крупные мегаполисы мира управляются с помощью политики «кнута и пряника». И оказывается все просто: выполнил условия — получай награду, нарушил — плати. Успешным хозяевам на Западе снижают арендную плату за землю, уменьшают налоги. Быть «хорошим», «законопослушным» там выгодно.Теперь операции с землей — покупка прав аренды, залог – становятся и у нас привычным делом. Но если кто-то хочет купить землю, то будет ведь считать каждый квадратный метр, лишнее кому охота платить? Это же относится и к налогу на землю. Так мы пришли к закономерному результату, и с помощью экономических методов стали влиять на практику использования земли.Вот недавний пример: была скандальная история на «Войковской». Владельцы там поставили опоры нового сооружения на проезжую часть улицы. И что в результате? Новостройку снесли.Эхо разнеслось по всему городу. Таких еще пять—шесть примеров, — и охотников нарушать не останется.В борьбе с нарушителями действовать нужно сообща. К примеру Москомархитектура и Москомзем, как показал опыт создания закона Москвы «О землепользовании и застройке», могут сотрудничать в тесном контакте. И смело, самостоятельно, с осознанием той власти, которой уже наделена земельная инспекция правительством города. А может быть, полномочия эти следует еще усилить. И материально оснастить, чтобы пугающе она не выглядела только на бумаге. Жить следует по правилам. Каждый должен знать: если закон нарушил, придется отвечать.И самое главное, закон этот должен быть един для всех. Сможем это установить — проблем не будет ни с большими стройками, ни с такими неприметными фактами, как брошенный на улице мусор.Земля и у нас, и в Европе одна. Только там давно уже живут цивилизованно. Штраф за оброненную на улице бумажку исчисляется, например, в Сингапуре 200 долларами. Сотнями «зеленых» расплачивается за пренебрежение чистотой и в таких странах, как Швейцария, Япония, Великобритания, США, Австралия. Чем мы хуже?

amp-next-page separator