Так приятно просыпаться под шорох волн и пение птиц

Общество

Целые диковинные флотилии, где каждый кораблик любовно и со вкусом оформлен владельцем.Кто-то реставрирует старые суда до их первоначального вида, полируя рулевое колесо и начищая до блеска корабельный колокол. Другой устраивает на палубах бассейны и возводит надстройки в 2–3 этажа. Третий разбивает целые сады с гамаками и беседками.Невольно подумаешь: живут же люди! А ведь и правда – никуда не плывут, просто живут на воде.В Амстердаме, где реки и каналы занимают едва ли не половину городской территории, все жители города, независимо от происхождения и материального положения, имеют равные права на водную поверхность и могут распоряжаться ею по собственному усмотрению (не нарушая, конечно, элементарных правил общежития и экологических норм). Это право было закреплено в хартии вольного города Амстердама еще в XVIII веке довольно оригинально звучащим, но, впрочем, весьма характерным для «колыбели либерализма», пунктом: «Каждый житель Амстердама имеет право мочиться в канал».И, надо сказать, местные жители и сегодня активно пользуются этим правом. Сразу возникает мысль: а может, таким образом городские власти решили проблему общественных туалетов? С канализацией-то в Средневековье явно было туго...Но если можно использовать каналы в качестве канализационной системы, то почему нельзя просто на них жить, не платя ни копейки за водную поверхность? Кому первому пришла в голову эта идея, неизвестно, но амстердамцы с радостью ею воспользовались. Цены на землю в городе всегда были весьма высоки, а устаревших и списанных плавсредств в Голландии, обладавшей в свое время самым большим в мире торговым флотом, всегда было предостаточно. Вот и стали швартоваться на вечную стоянку у набережной баржи, буксиры и даже небольшие пароходы – да так активно, что на некоторых каналах подойти к воде сейчас уже нельзя.В 60-е годы XX века активное участие в «заселении» воды приняли хиппи, за ними потянулись художники, архитекторы, писатели и поэты.Многие захотели помимо городской квартиры владеть еще и «дачей» на воде. Плавучие дома прекрасно вписались в городской пейзаж, добавив своеобразный шарм уютным набережным – любимому месту прогулок горожан.Разноцветные «пряничные» домики с яркими ставнями, булыжные мостовые, открытые кафе, старинные фонари, горбатые мостики всегда являлись источником вдохновения для поэтов и живописцев. Теперь же к ним добавились еще и флотилии жилых барж. Перед входом в плавучий дом, прямо на набережной, разбивается пусть крохотный, но очаровательный палисадник. На окраинах города, где бетонные набережные заканчиваются и плавучие дома пришвартованы непосредственно к берегу, такие палисадники превращаются в настоящие дачные участки с газонами, дорожками и цветниками. В большинстве случаев это самозахват, но городские власти закрывают на него глаза: земли-то бросовые.Каналы в окрестностях Бангкока выполняют важную оросительную функцию. Всем известно, что в Юго-Восточной Азии бывает сезон дождей, когда реки выходят из берегов, а поля и джунгли превращаются в непроходимые топи. Но после дождей наступает изнурительная многомесячная жара, превращающая землю в мертвую пустыню. А так как основными сельскохозяйственными культурами в Таиланде являются влаголюбивые фрукты и рис, то крестьяне еще в древности начали строить каналы – клонги – и селиться вдоль их берегов в деревянных хижинах на сваях.Добраться в такие селения можно только на лодке. Извилистые узкие протоки служат транспортными артериями, других дорог просто нет. Узконосые пироги с мощными автомобильными двигателями рассекают водную гладь, перевозя людей и грузы.Основным центром торговли и общения для местных крестьян служит знаменитый плавучий рынок Дамнын Садуак в 100 км от Бангкока. Рынок как рынок: овощи и фрукты, мука и рис, изделия народного промысла. Только вместо прилавков – лодки. Все товары настолько яркие, что, если смотреть на рынок сверху, кажется, будто любуешься полотном Кандинского.В непроходимых джунглях северо-западной провинции Канчанабури на реке Квай в последние годы появились плавучие экогостиницы. На специальных понтонах, пришвартованных к берегу, установлены хижины с крышами из пальмовых листьев. Номера отличаются спартанской простотой: грубые деревянные скамьи, плетеные кресла, гамаки вместо кроватей, циновки на полу. Впрочем, все необходимые удобства присутствуют.Такие отели пользуются огромной популярностью у измученных цивилизацией туристов. Ведь так приятно провести недельку-другую в полной тишине вблизи девственного леса, наполненного ароматом цветов, гомоном птиц и трещанием цикад, просыпаясь с восходом солнца и наслаждаясь закатами на берегу тихой реки.В отличие от Амстердама, прочно стоящего на каналах, современная Венеция натурально плавает в воде. В средние века для защиты от наводнений там тоже прорыли несколько каналов, построили красивые набережные. И если Амстердам заселялся купцами, ремесленниками и мореходами, то Венецию облюбовала высшая аристократия – дожи, дворцы которых и сейчас свидетельствуют о былом величии «города избранных».Когда-то там крутились громадные деньги. По набережным неторопливо прогуливались представители высшего света, на балконах отдыхали прекрасные дамы, романтичные парочки скользили по каналам на гондолах под звуки мандолины. Балы и маскарады, спектакли и фейерверки на площадях – в общем, непрерывный праздник.Но море наступало, и город постепенно опускался. Вода затопила улицы, превратив их в узкие извилистые каналы, проникла в подвалы и на нижние этажи зданий. Люди были вынуждены подняться выше, отказавшись от карет и пересев в лодки. Им пришлось построить множество мостов и мостиков, оборудовать сотни причалов. Но вода все прибывала, отвоевывая у города новые скверы, площади и улицы.Сырость разрушала здания, проникала в помещения, покрывая плесенью стены и деревянные перекрытия. И жители Венеции стали покидать свой город.Некогда роскошные дворцы были проданы за бесценок или просто брошены хозяевами. Жизнь ушла из города – Венеция превратилась в музей, заполненный толпами туристов. Сейчас постоянно там проживают лишь несколько тысяч человек, занятых в основном обслуживанием туристов.С материка на полузатопленный город-остров попадают поездом или автотранспортом по узкой дамбе. У въезда в Венецию все дороги заканчиваются, дальше либо по воде, либо пешком. Маршрутные катера и водные такси доставляют пассажиров в любой район города, а также к близлежащим островам Бурано и Мурано, славящимся своими изделиями из стекла и рукодельными кружевами из шелка и батиста.Гулять по лабиринту узких средневековых улочек приезжему бывает трудно, хотя и интересно. Улицы коварно упираются в глухие каменные стены или неожиданно обрываются, перерезанные каналами. Прохода нет, мостика – тоже. Нет и обзора: стены домов почти закрывают небо.Идешь назад, делаешь пару поворотов – и опять вода. Все – ты в ловушке.И тут из-за угла бесшумно выплывает знаменитая венецианская гондола. Вы спасены! Лодочник-гондольер, непременно в соломенной шляпе и фирменной матроске, вывезет вас из лабиринта по потайным каналам, где вы увидите не «открыточную» Венецию, а истинную жизнь городских кварталов с облупившимися стенами домов, бельевыми веревками и чахлыми цветами на окнах, в которые никогда не проникает солнце.[b]ЧИТАЕМ ВМЕСТЕИнна СВЯТЕНКО, депутат Мосгордумы:[/b]

amp-next-page separator