Выставка «Туркестанский авангард» продлится до середины апреля
«НЕТ НЕВЕЖЕСТВУ» – так называется гуашь Ольги Ваулиной, на которой изображен узбек в халате и тюбетейке, перечеркивающий большим крестом карикатурное изображение желтой мечети с двумя минаретами, увенчанными полумесяцами. Эта картинка – экспонат выставки «Туркестанский авангард», открытой в Музее искусств народов Востока. Она включает свыше 150 объектов: произведений живописи, керамики, образцов национальной одежды и фотодокументов – и охватывает творчество русских художников авангардного направления, переехавших в предреволюционные и первые послереволюционные годы в Туркестан (как тогда называлась Средняя Азия) и оставшихся там жить и работать. Среди представленных на ней произведений сцены в чайхане и на базаре, портреты, натюрморты, любовные сценки, картины повседневного труда.Узбек на картинке Ваулиной одет в халат в красную полоску. На выставке очень много кумача. И на стоящем в центре одного из залов транспаранте натянута красная материя, исписанная типичными лозунгами советской эпохи. Она и в национальных костюмах, которые красуются рядом. Красный цвет – один из излюбленных цветов ислама – был переосмыслен в послереволюционное время как символ солидарности трудящихся масс.Цветовая доминанта – картина «Натюрморт с красной материей», написанная одним из главных экспонентов выставки Александром Волковым. По поводу его творчества знаменитый турецкий поэт Назым Хикмет написал следующее: «Говорят, он не знал узбекского языка, но зато он очень хорошо умел рисовать поузбекски». Эти слова можно в той или иной мере отнести и к работам остальных экспонентов узбекского раздела: Курзина, Карахана, Уфимцева, Щеголева, Ваулиной, Ковалевской…Туркменский отдел представлен работами Рувима Мазеля, Александра Владычука и их учеников: Костенко, Мизгиревой, первого художника-туркмена Нурали… Однако совершенно белым пятном на выставке осталась художественная жизнь Казахстана, Киргизии и Таджикистана, которые также являлись частями Туркестана. Таких белых пятен немало, в том числе и в каталоге, где в биографических справках почти полностью отсутствуют данные, относящиеся к периоду после 1932 г. Именно тогда было издано постановление товарища Сталина, на основе которого все независимые художественные союзы были объединены в единый Союз художников СССР.Впрочем, в целом выставку можно считать удавшейся. Благодаря ей в искусствоведческую науку введен новый термин – «туркестанский авангард», обозначающий уникальный сплав новейших авангардных течений и уходящих в глубь веков художественных традиций патриархального Востока.