О классике – смешно
САМОЕ страшное воспоминание детства – консерватория. Ждешь, ждешь выходных, а тут опять концерт по абонементу. Прощай, игры, прогулки с друзьями во дворе. Мало того, что всю неделю долбишь по клавишам пианино, так еще в законный выходной едешь на скучнейший концерт.Может быть, не все те концерты были так уж безнадежно плохи, но они для меня слились в одно нуднейшее воспоминание. Как я потом обнаружила, не только зрители в зале умирали от тоски, но и сами музыканты не искрили энергией. Они явно и обреченно отсиживали свое время, автоматически терзая инструменты, на самом деле думая о чем-то своем. И напрасно моя преподавательница по фортепьяно пыталась взрастить во мне идеи Кабалевского о воспитании музыкой. За время обучения в музыкальной школе я до боли в зубах возненавидела классику. К сожалению, я не единственная в этой нелюбви.Классика давно уже пасует перед поп- и рок-музыкой, и всякие увещевания в ее возвышенности, интеллектуальности и гармонии не давали ощутимых результатов. Но в последние годы ситуация начала меняться, и продвижение «классики в массы» идет самыми разными, порой неожиданными путями! Такой, прямо скажем, небанальный путь избрал Мелвин Тикс, сценический псевдоним Питер Вабога.Окончив Норвежскую академию музыки, валторнист и дирижер начал выступать в качестве… клоуна. На концертах он старается представить зрителю «симфонический оркестр» как живой организм, иногда не вполне серьезный, но зато доступный для понимания неподготовленного слушателя.Впервые Мелвин посетил Россию в 2004 году. Музыкальные программы дирижер-клоун ведет на языке той страны, куда приезжает, – у нас, стало быть, на русском. Очередной его концерт в Москве пройдет в Московском международном доме музыки 20 ноября, где он выступит вместе с Симфоническим оркестром Москвы «Русская филармония».Посмотрим, сможет ли он и в этот раз приобщить к классике новых слушателей.