Осень. Москвичи улетели
Я простился с землей и плавно стал перемещаться поближе к облакам…Сегодня жители Дмитрова и близлежащих поселков мало удивляются, когда над крышами их домов в вечерней или предрассветной тишине вдруг появляются большие разноцветные воздушные шары, похожие на гигантские капли, летящие в небо.А еще несколько лет назад их появление вызывало не то что удивление, а порой мистический ужас и шок! Лет десять назад, когда подобные летательные аппараты легче воздуха были в Подмосковье большой редкостью, один известный водочный бренд решил провести рекламную акцию: изготовил на заказ огромный воздушный шар в виде бутылки своей водки, загрузил корзину ящиками с горячительными напитками и полетел на халяву угощать народ.В это время в одной из деревенек два мужичка, начавшие «заседание» еще с вечера, к утру окончательно вывели из себя своих жен.Ну, те и давай их гонять, вооружившись кто граблями, кто лопатой. Загнали друзей-собутыльников на крышу сарая.Сидят мужички на крыше, тоскуют. В хате ведь недопитый пузырек водочки остался. Эх, сейчас бы его сюда – догнаться… И в это время из-за леса выплывает огромная бутылка водки. Зависает над обалдевшим мужиками на крыше. Из корзины к ним перегибается веселый пилот и протягивает целый «пузырек» фирменный водки.– Нате, мужички, похмелитесь!Те молча взяли бутылку. Аэростат-бутылка растаял в небе.– Пора завязывать с пьянкой, – только и мог вымолвить один.– Ага, давно пора! Привидится же такое! – согласился другой.Подобных историй в Дмитровском районе местные жители могут рассказать вам много. Где правда, а где выдумка, теперь не столь важно. Важно другое – ежегодно в конце августа сильнейшие воздухоплаватели-аэронавты собираются в подмосковном Дмитрове. Вот уже восьмой раз подряд.Каждый раз перед началом соревнований кто-то из журналистов обязательно задает организаторам соревнований стандартный вопрос: «Насколько безопасны полеты на тепловых аэростатах»? На что президент Федерации воздухоплавания Московской области Сергей Щугарев обычно отвечает, что воздушный шар сравним с огромным парашютом, мол, даже если откажут в воздухе обе газовые горелки, которые подогревают воздух в оболочке аэростата, он все равно плавно приземлится на землю. То есть шар безопасней детской люльки. У нее-то, в случае падения, парашюта нет.В нынешних соревнованиях участвовали 15 пилотов из Москвы, Великих Лук, Истры, Жуковска. Все, понятно, на своих монгольфьерах. Так называют свои аппараты любители самого романтического воздушного вида спорта – по имени французских изобретателей – братьев Монгольфьеров, придумавших первыми в мире этот летающий транспорт еще в 1783 году. Тогда первым в мире аэронавтам Пилатру и д'Ардье за их полет в предместьях Парижа король присвоил графские титулы и даже подарил им землю, над которой они пролетели. Но потом, спохватившись, что подарок слишком щедрый, оговорился, дескать, эта земля будет принадлежать вам только тогда, когда вы над ней вновь полетите.Вот и наши современные аэронавты присваивают новичкам графские титулы и дарят землю, над которой они летели.Но это, так сказать, небольшое лирическое отступление. На самом деле соревнования на тепловых аэростатах хоть и романтичны, но довольно сложны и требуют от пилотов и команды, обслуживающих полеты, высокого мастерства, терпения и выносливости.Неискушенному наблюдателю полетов со стороны весь процесс воздухоплавания кажется довольно простым: дал газу в оболочку, поднялся в воздух и полетел по воле ветра.Все так, да не так. Современный воздухоплавательный спорт насчитывает около 30 всевозможных заданий, которые должны выполнять пилоты по предварительно заявленной программе летного дня.Например, на полетной карте пилота обозначаются несколько целей, над которыми нужно пролететь максимально близко и сбросить в выложенный на земле полотняный крест специальный маркер. Это небольшой мешочек с песком, к которому прикреплена яркая лента с номером участника соревнования. По терминологии пилотов это называется «отбомбится по цели». Чем ближе маркер упал к цели, тем больше получаешь очков.[b]Охота за плутовкой[/b]У каждого пилота есть свои любимые упражнения, в которых он наиболее силен и может рассчитывать на хороший результат.Например, у корреспондента «ВМ» самое любимое упражнение «Охота на лису». Сначала в небо поднимается один аэростат с ярко-рыжей лентойхвостом, свешивающейся из корзины. Это и есть «лиса».Ей дают немного уйти вперед. Затем по команде судьи в воздух поднимаются «охотники». Их задача поймать и «застрелить» «лису».Но лиса тоже не дура. Начинает хитрить: менять высоту, «прыгая» с одного воздушного потока на другой. Охотнику нужно вовремя разгадать маневр «лисы», принять ответный ход и удержаться у нее на хвосте. Постепенно менее удачные «охотники» отстают от «лисы», остаются только самые выносливые и грамотные, сумевшие разгадать хитрости «лисы». Ей ничего не остается делать, как приземлится и выложить на земле белый крест. В него-то и «стреляют» своими маркерами оставшиеся «охотники». Кто попал, тот и победил.Или эффектное упражнение «Локоть», кода пилот поднимается в воздух, пролетает определенное расстояние, затем снижается и обратным потоком ветра возвращается на место старта. Такой принцип обратного потока используют австралийские воздухоплаватели, катая на своих огромных шарах туристов сразу по десять и более человек.Наши аэронавты пока не опустились до низменных страстей: катать туристов за деньги. Они катают их бесплатно, приобщая к своей высотной романтике. Например, мой товарищ, давно мечтающий совершить воздушную прогулку, полетел с известным пилотом из Москвы Андреем Денисенко. Андрей не раз побеждал в самых престижных соревнованиях по воздухоплаванию. В этот раз он летал на аэростате «Аэронавт». На другом воздушном шаре – его сын Артем, молодой, но уже опытный пилот. У Артема, можно сказать, прогулочный аппарат.Он значительно больше спортивного. Поэтому в его корзину входят 5–6 человек.Желающих улететь с площади было так много, что всем попросту не хватило места. Большая часть пилотов, которые приехали просто покатать туристов, отправились в сторону Рогачева, чтобы, стартовав с одного из полей, красиво пролететь над Дмитровом.Последнее время у молодоженов стали популярны прогулки по воздуху. Всем же известно, что браки заключаются на небесах. При желании можно взять с собой в полет батюшку. Он на высоте птичьего полета совершит обряд венчания. Кстати, со стороны священнослужителей еще не было случаев отказа совершить таинство бракосочетания на небесах.Батюшки с большой охотой отправляются в полет. Наверное, для того, чтобы стать ближе к Богу.Владельцы воздушных шаров тут же просекли фишку и стали выпускать аэростаты в виде красных сердец.В небе такой шар смотрится особенно красиво и романтично. Вот и в этом полете на одном из таких «сердец» молодой человек сделал своей избраннице предложение. И она (ну надо же!) сразу согласилась!..Под бурные поздравления по радиосвязи всех находящихся в небе пилотов.[b]Финиш[/b]Пролетев более 20 километров, наш «Аэронавт» благополучно приземлился недалеко от горнолыжного подмосковного курорта Сорочаны. Мы пожелали Андрею Денисенко отличных результатов на предстоящих соревнованиях и хорошей погоды. Ведь погода – это самый главный фактор, от которого зависят все пилоты.И просят всегда перед началом подобных соревнований погоды у небесных пок ровителей.[b]фото автора[/b]