Безрецептурные лекарства могут появиться на прилавках продовольственных магазинов
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (Минпромторг РФ) подготовило законопроект о безрецептурной продаже лекарств в продовольственных магазинах. В эфире сетевого вещания "Вечерней Москвы" попробовали разобраться в данном вопросе.
Директор по развитию компании RNC Pharma, эксперт фармацевтического рынка Николай Беспалов выделил два опасных аспекта в предлагаемых изменениях.
- На российском фармацевтическом рынке основной точкой ценообразования на лекарственные препараты является не аптека, а производитель. Он жестко контролирует тот уровень цен, по которому его продукция реализуется в различных учреждениях. Это важно с точки зрения возможности влияния на сбыт этого препарата и стимулирования спроса. Если какая-то аптека начинает завышать цену на лекарство, а продукт-конкурент продается по более привлекательной цене, естественно, что компания окажется в невыгодной ситуации. Данная инициатива, связанная с законопроектом не интересна для производителей, и вообще поражает своей бессмысленностью, так как единственное лицо, которое выиграет от этой ситуации, это торговые организации. Они получат возможность расширить свой ассортимент, а значит, увеличить выручку и рекламный бюджет, который будет оплачивать компания-производитель. Ни потребители, ни производители, ни регуляторная система здравоохранения ровным счетом ничего не получат, но можно прогнозировать, что потери понесут достаточно серьезные. Несмотря на все удобство такого расположения лекарств для потребителя, им может оказаться, например, ребенок, который не отдает себе отчет в совершаемых покупках. Поэтому нужно серьезно урегулировать целый комплекс взаимоотношений между потребителем и продавцом. Второй аспект связан с риском повышения цен на рецептурные лекарственные препараты, так как аптеки будут вынуждены искать пути восполнения потери собственной прибыли, с чем и столкнутся потребители. Расширить свой ассортимент "какими-нибудь чипсами" для возврата утерянной прибыли аптеки не смогут, так как в России есть законодательные ограничения на возможность продажи аптекой отдельных товарных категорий. В этом фундаментальное отличие российского рынка от зарубежного.
Маркетолог, президент центра «Ясные Решения», профессор Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС при Президенте РФ Игорь Качалов отметил, что в данной ситуации "перепадет" людям.- У ретейла вырастет выручка за счет покупки товара. И намного удобнее, отправляясь в продовольственный магазин, купить, помимо нужных продуктов, еще и необходимые лекарства. И не понятно, почему их нужно искать в другом месте. Заявление некоторых аптечных сетей - неприкрытый шантаж и искажение экономики в чистом виде. Безрецептурные препараты занимают половину выручки. При самом лучшем раскладе в торговые сети уйдет 20-25% дохода. Это легко компенсировать, например, сокращением аптечных площадей. Соответственно, издержки будут компенсироваться. Это технический вопрос. Каждый год аптеки закрывают неэффективные магазины и открывают новые. Это естественный принцип. К тому же можно работать над расширением ассортимента, несмотря на ограничения. Никто не мешает пролоббировать новый закон.
В свою очередь Николай Беспалов отметил сложность лоббирования новых законопроектов.
- Это может длиться годами. Если говорить про эффект удобства – предлагается разрешить продажу лекарственных средств в интернете. Это тоже удобно для покупателей. Говорить о переживаниях за потребителей следует, исходя из логики заботы о них же. А решение данной проблемы сейчас начинается шиворот-навыворот. Насчет "шантажа" аптек - рентабельность финансово хороших аптечных сетей, которые как раз выступили с заявлениями, в лучшем случае достигает 8%. Если 20% выручки у них отнять, то никаким образом в ближайшее время невозможно закрыть эту брешь. Запустить процесс сокращения торговых площадей возможно в теории, но когда доходит до дела - это очень сложно.
Игорь Качалов предложил свою идею контроля качества лекарственной продукции в продовольственных магазинах.
- В тех же США отдел безрецептурных лекарств- это отдельное окошко, в котором находится профессиональный провизор. Никто не мешает крупному гипермаркету нанять на весь магазин хотя бы одного специалиста. Аптечные сети жалуются на то, что продуктовые магазины смогут оформлять одну лицензию на фармацевтическую деятельность на юридическое лицо, тогда как они вынуждены оформлять лицензию чуть ли не каждую аптечку. А дело в том, что сети оформляют каждый филиал на разные юридические лица, тем самым пытаясь сэкономить на налогах, а если бы владелец каждого объекта сети был один - они бы тоже смогли оформлять одну лицензию на все.
Николай Беспалов рассказал о рисках и фатальных последствиях, к которым может привести принятие данного законопроекта.
- Сейчас существует работающая система, но если в ней начнут что-то менять, то последствия могут быть непредсказуемыми и даже фатальными. Самый негативный вариант – закрытие аптек в удаленных малонаселенных депрессивных с экономической точки зрения регионах; увеличение цен на те лекарственные препараты, которые не будут продаваться в супермаркетах; третий риск – это проблема со здоровьем населения, которое получит бесконтрольный доступ к лекарственным препаратам, еще и без консультации профессионального сотрудника. Если искать компромисс, нужно начинать с разрешения аптекам реализовывать более обширный ассортимент продукции. Тогда они смогут самостоятельно компенсировать выпадающие доходы. Второе - это заниматься развитием онлайн-торговли. Этот процесс у нас поставлен на паузу из-за нежелания решать его административным путем. Только после этого можно говорить о продаже безрецептурных лекарств в продовольственных магазинах.
Игорь Качалов предположил, каким образом аптечные сети могут восполнить упущенную прибыль.
- Аптеки потеряют не так много, как все думают. Если посмотреть в объеме лекарств, которые мы покупаем, на семью, на душу населения приходится не так много. Меньше, чем в Европе, в два или три раза. Другими словами, российскому фармацевтическому рынку еще расти и расти. Одна из причин, почему мы покупаем мало, высокие наценки и недоступность аптек. Наценка в аптеках составляет 20-30%. Наценка гипермаркетов падает до 10%. В случае принятия законопроекта аптеки не пропадут, потому что останется множество препаратов, отпускаемых по рецепту, останется большая часть людей, которая тот же йод продолжит покупать в аптеках. И самое главное - есть еще ресурсы для роста продаж. Они еще не все использованы. Аптекам надо думать над расширением ассортимента. Оформить торговые полки, видеоэкраны, листовки-подсказки. Когда препараты появятся на полках в продовольственных магазинах, будет заметно снижение цен на сотни рублей. Несмотря на то что в список обязанностей отдела маркетинга производителей входит отслеживание фармацевтического рынка, в России десятки тысяч аптек, все невозможно проконтролировать. Тем более, если они и зафиксируют повышение цен, они могут высказать претензию, но не повлиять на них.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Аптеки под угрозой закрытия из-за законопроекта, разработанного Минпромторгом
Дисконтная карта москвича предоставит скидку в 5,5 тысячи торговых и сервисных точек по всей столице