«Имени Юрия Никулина»

Общество

Они не выбирали цирк, не мечтали о нем. Кто-то из них вообще ни разу не бывал там – их не водили на представления родители, они никогда не смеялись шуткам и трюкам веселых клоунов, не замирали от восхищения, глядя на пируэты воздушных гимнастов или фокусы иллюзионистов, запросто вынимающих кроликов из шляпы…Но именно цирк, цирковое искусство стало будущей профессией для многих мальчиков и девочек из школыинтерната № 15.Потому что «пятнадцатая» – она особенная. Так и называется: Школа-интернат циркового профиля для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имени Ю. В. Никулина.До 1995 года в этих стенах тоже был интернат – для детей с задержкой психического развития. А потом родилась идея создать такое необычное учреждение с цирковым уклоном – но вряд ли бы эта идея была воплощена в жизнь, если бы не поддержка директора Цирка на Цветном бульваре Юрия Никулина, чье имя интернат получил в 2001 году.Основой детского коллектива стали участники цирковой студии из интерната № 24, а также наиболее способные ребята из коррекционного учреждения, которые были в силах освоить программу обычной средней школы. Сюда принимают с шести лет, сейчас в интернате воспитываются сто ребят.Эта школа-интернат возникла как эксперимент, но вот уже пятнадцать лет интернат живет и развивается и, главное, гордится своими выпускниками, которые поступают в вузы, успешно работают, женятся и выходят замуж, в общем, живут нормальной жизнью.Направление дает Департамент образования Москвы, предпочтение, разумеется, физически крепким детям, но и ребятне со слабым здоровьем находится дело: пусть не все смогут быть акробатами, гимнастами, эквилибристами, не смогут работать на высоте, под куполом цирка. Но почему бы не стать жонглером или, к примеру, иллюзионистом, ведь исключительных физических данных здесь не требуется, а нужны старание, трудолюбие и творческая жилка.Сейчас в «пятнадцатой» сложилась замечательная группа иллюзионистов, так получилось, что она полностью мужская. По каким-то неведомым мне, таинственным причинам фокусы показывают только мальчики, а девочки никак не вольются в их строгую мужскую компанию даже в качестве ассистенток…За здоровьем следят строго, диспансеризацию проходят два раза в год. С ребятами работают специальные спортивные врачи, именно от них в первую очередь зависит, чем будет заниматься ребенок. Например, вердикт «допущен к занятиям не на высоте» значит, что воздушная гимнастика отменяется, но эквилибр, жонглирование, иллюзия вполне доступны. И конечно, на первом месте здесь техника безопасности, с нее начинается цирк.На манеже во время тренировок около педагога не больше двух-трех человек, чтобы все были под контролем.Занятия проходят каждый день, день насыщен до предела. Утро начинается с зарядки, завтрак – и в школу. До обеда ребята учатся, потом отдых, надо успеть домашнее задание сделать, а после этого – цирк. Тренировки и репетиции проходят в актовом и спортивном залах. Во второй половине дня в актовом зале убираются стулья, и помещение превращается в зал для жонглирования. А спортивный зал первыми занимают воздушные гимнасты – на два часа раньше остальных, а все потому, что во время тренировок перекрывается весь манеж. Затем большой зал дробится на участки, и на каждом тренируются эквилибристы, гимнасты – места хватает всем. В отдельных залах проводятся занятия по хореографии.Но цирк – это не только акробатические трюки, таинственные превращения иллюзиониста и полеты под куполом цирка, это и работа звукорежиссера, осветителя, костюмера и т. д. И таких специалистов здесь готовят, в мастерских вечерами кипит работа: костюмы шьют, реквизит мастерят, чинят, освещение настраивают, звук выставляют.А в свободное от учебы и цирка время эти дети бегут в бассейн, тренажерный зал, на скалодром, в фотостудию, театральную студию, идут в походы. Весь день у них расписан по часам, даже если ребенок и был с ленцой, то здесь он становится трудягой. А еще цирк учит упорству, доведению начатого до конца, ответственности за себя и того, кто рядом с тобой. Одно неверное движение, дрогнувшее плечо – и может пострадать твой друг, товарищ.Выступление перед публикой для этих ребят становится обычным делом, смущению, боязни, страху здесь не место. Еще в младшей школе малыши начинают выступать: четвероклассники выходят со своими номерами, для пятиклашексемиклашек выступления перед зрителями уже входят в привычку, а старшеклассники становятся призерами всевозможных конкурсов.Круг общения этих ребят значительно шире, чем у обычных школьников, не говоря уже о сиротах. Поездки, выступления на престижных площадках Москвы, страны и зарубежья дают возможность познакомиться с интересными людьми, увидеть, чем живут и к чему они стремятся.Да и в самом интернате подобрался звездный преподавательский состав – в интернате преподают бывшие артисты цирка, педагоги из циркового училища, режиссер-постановщик Цирка на Цветном бульваре, бывшие солисты Ансамбля имени Моисеева...Неудивительно, что, увидев репортаж об этой школеинтернате, мальчик-сирота из Тамбовской области загорелся идеей попасть в Москву. Он давно мечтал о цирке, но кто поможет сироте? Руслан не терял надежды и тренировался самостоятельно, а увидев репортаж, написал письмо с просьбой принять его в этот интернат…Бывают на свете чудеса, письмо не потерялось, его заметили, парня привезли в Москву, досконально проверили врачи и… приняли.Руслан оказался парнем физически развитым и, хотя начал заниматься уже в подростковом возрасте, в 14 лет, стал хорошим акробатом, научился жонглировать, преподаватели хвалят его на занятиях хореографии. Руслан Поляков стал первым и пока единственным, кто попал в этот интернат и приобщился к цирковому искусству благодаря своему горячему желанию. Не мыслит он и свое будущее без цирка – после окончания школы Руслан собирается поступать в цирковое училище.И пусть для других ребят цирк не был мечтой, но они заражаются любовью к нему от своих учителей, старших ребят, артистов цирка, приезжающих к ним в гости.И пусть цирк – это тяжелое ремесло, но это и праздник, которого так не хватает в жизни детям, оставшимся с ранних лет без самых родных людей – без родителей.

amp-next-page separator