Завтра наступает сегодня

Развлечения

СТАВКА на этот раз была сделана на радикальное и экспериментальное кино, на новые имена, еще недостаточно известные в России. Лишь вне конкурса были впервые показаны новые ленты мэтров: Отара Иоселиани («Шантрапа») и Апичатпонга Веерасетакула («Дядюшка Бунми, который помнил прошлые жизни»). Напомню, фестиваль открылся вторым фильмом канадского вундеркинда Ксавье Долана «Воображаемая любовь». Яркая лента свидетельствует о растущем режиссерском мастерстве, хотя по тематике она не столь оригинальна, как его сенсационный дебют «Я убил свою маму» (победитель прошлого МКФ «Завтра»). В фильме кропотливо исследуются нюансы любовных страстей и чувствуется влияние француза Франсуа Трюффо («Ускользающая любовь»). В основном конкурсе участвовали десять разнообразных картин. Среди них не было явного фаворита, поэтому перед международным жюри во главе с Сергеем Лозницей стоял непростой выбор. Оно предпочло вручить Гран-при и 50 тысяч долларов уже обласканной на различных международных смотрах мистической ленте Микеланджело Фраммартино «Четырежды». Это история одной души, проходящей четыре воплощения: в пастуха, в козла, в роскошное дерево и в обугленное полено. В фильме отсутствуют диалоги, но немало выразительных пейзажей. Он поэтически и живописно иллюстрирует тезис французского философа – структуралиста Мишеля Фуко о постепенном исчезновении Человека с карты современной жизни. На фоне этого шедевра минимализма румынская картина «Сказки золотого века», состоящая из 7 новелл-анекдотов и длящаяся почти три часа, представляется малоповоротливым дредноутом, перегруженным обыденной речью. Семь смешных историй из обыденной жизни при коммунистическом режиме Чаушеску свидетельствуют об абсурдности тоталитарного общества. Румынская картина в итоге неожиданно заработала Приз за лучший актерский ансамбль и Приз за лучшую историю. Приз за изображение заслуженно получил эстонский фильм «Искушение святого Тыну» режиссера Вейко Ыунпуу. Трагически потеряв своего друга в юности, герой так и не смог обрести гармонии в зрелости. Фильм снят в традициях Фассбиндера и магического реализма, но его посыл, к сожалению, не всегда внятен. Китайская комедия «Зимние каникулы» режиссера Ли Хунци получила приз в номинации «Звук» и свидетельствует о возникновении новых тенденций в современном кино континентального Китая. Этой же ленте достался и Приз молодых блогеров с формулировкой «за ироничное и тонкое отражение абсурдности человеческого существования». Среди фильмов конкурса не было откровенно слабых, хотя авторскую ленту «Днепр» украинца Александра Шапиро можно упрекнуть в богемном самолюбовании. К редкому жанру этической фантастики относятся фильмы: российский «Человек, которого не было» и японский «Клон возвращается домой». Затянутым показался и фильм-лабиринт «Рафаил Пироне» бывшего нашего соотечественника Ярослава Добронравова. Гвоздем нынешнего «Завтра» следует признать показ документальных шедевров из программ «Турбулентность» и «Открытие современной арт-богемы». Прежде всего это «Ариас с Твистом» Бобби Шихана. Не менее зрелищным оказался и фильм «Песнь Номи» Эндрю Хорна об эксцентричном немецком артисте Клаусе Номи. Эти две замечательные картины проникнуты ностальгией по 70-м и грустью по ушедшим от нас в одиночестве неповторимым творцам.

amp-next-page separator