Возвращаясь в прошлое

Развлечения

Бывшему директору легендарной «Таганки» Николаю Дупаку без году девяносто? В это поверить невозможно! Ну не способен мужчина в таком почтенном возрасте рулить по центру Москвы в черной «Волге», без лифта подниматься на второй этаж! А еще так зажигательно рассказывать!– Сам я из крестьян. Родился в Донбассе – столице шахтерского края. Но всегда мечтал о театре. Художественная самодеятельность, драмкружок – вот мои первые сценические шаги. Когда семья перебралась в Таганрог, я сразу побежал во Дворец культуры, узнавать, есть ли драмкружок. Собственно там меня и углядел главный режиссер Таганрогского драмтеатра Бережной. Мы показывали сцену из «Бородино», как раз к юбилею Михаила Юрьевича Лермонтова. Публика в восторге, я блещу от радости глазами. И тут подходит ко мне человек и говорит: «Слушай, парень, мне нужен артист твоего возраста на роль Дамиса, сына Оргона в «Тартюфе». Как тебе такое предложение?» Так с легкой руки Бережного я стал артистом вспомогательного состава профессионального театра. О том гласит первая запись в моей трудовой книжке, датируемая 1938 годом.Кстати, я довольно успешно сочетал учебу в школе с работой в театре. Да и от недостатка ролей не страдал.Как-то раз к нам приехал Юрий Александрович Завадский. Дело в том, что он в начале двадцатых годов основал театр-студию в Москве, где играли Рубен Симонов, Осип Абдулов, Михаил Астангов, Вера Марецкая, Ростислав Плятт, Николай Мордвинов. У театра были постоянные проблемы с помещением, все свои творческие замыслы труппа осуществляла в маленьком зале подвала на Сретенке, и поэтому предложение направить коллектив в Ростов-на-Дону, в Театр имени Максима Горького, было принято всеми с восторгом.Так четыре года – с тридцать шестого по сороковой – Юрий Александрович являлся художественным руководителем этого театра.Труппа Завадского (в обязательном порядке) гастролировала несколько раз в году и в Москве, и в Ленинграде.Кроме того Юрий Александрович ездил по близлежащим театрам: смотрел спектакли, проводил мастер-классы.Так вот, спектакль мы отыграли, зрители ушли, а мы остались слушать замечания самого Завадского.Тогда всех увлекала система Станиславского, то есть работа актера над собой, задачи, сверхзадачи, пропускание материала через себя. То было настоящее искусство, а не условное. И Завадский, истинный приверженец этой системы, требовал неукоснительного ее соблюдения. Вдруг он неожиданно обращается ко мне: «Молодой человек, а вы не хотели бы продлить учебу в театральном училище?» У меня рот сам собой открылся. И в конце августа, естественно, я мчался на крыльях в Ростов-на-Дону – сдавать экзамены в театральное училище. Не знаю почему, но когда назвали мою фамилию, у меня вырвалось: «О, великое искусство, прими мои первые шаги!»Меня услышали в первую очередь будущие студенты, в числе которых был и Сережа Бондарчук. И эта фраза так его зацепила, что впоследствии он здоровался со мной только так: «А, «великое искусство»! Так вот о Сереже. Мы не просто жили в одной комнате – дружили. И когда нам не хватало денег даже на табак, шли на троллейбусную остановку, собирали бычки, дома их сушили и таким образом выкручивались.С первого курса Завадский занимал нас в спектаклях «Отелло», «Богдан Хмельницкий», «Фельдмаршал Кутузов». Кроме того, Юрий Александрович лично у нас проверял костюмы, помогал с гримом. Знаете, такой отеческой заботы, любви к своим питомцам я никогда более не встречал! Мало того, профессиональные артисты устраивали для нас ночные концерты в фонд помощи студентам театрального училища. Представляете? Нам платили, естественно, стипендию, еще получали целых пять рублей за каждый сыгранный спектакль. И если кому-то требовалось что-то срочно купить – обращались в кассу взаимопомощи.Однажды к нам в училище приехали два человека, присматривались к студентам, фотографировали.Эти мужчины не представлялись. Мне предложили сделать этюд. А через неделю я получил телеграмму: «Прошу срочно прибыть в Киев на пробы Андрея в кинофильме «Тарас Бульба», Александр Довженко».[i][b]– Вы долгожитель в искусстве, поскольку хорошее и плохое видится на большом расстоянии, дайте объективную оценку нынешнему отечественному театру.[/b]– О, самая больная тема в моей жизни. Я огорчен тем, что происходит на театральных подмостках нынче. В Театре на Таганке (в мою бытность там директором) в репертуаре было 24 спектакля и 6 о войне. Все – аншлаговые! Сегодня театр потерял свое значение. Почему и императоры российские, и императрицы строили театры? Они понимали его значение для народа! Театр учил правде жизни, «одежду» героев простой люд с восторгом примерял на себя. А что сделали с текстом бессмертного творения Александра Грибоедова «Горе от ума»? Его растащили на цитаты, которые органично влились в речь россиян! Да, Россия долго оставалась неграмотной, забитой, но три копейки на галерку все же находила! Потому что театр аккумулировал все самое необходимое в этой жизни: любовь к Отечеству, ненависть к врагам. Он воспитывал, врачевал, побуждал к глубинным размышлениям. И все благодаря героям Островского, Шекспира, Чехова и Горького.А сегодня наступило самое страшное в моем понимании – то же самое, когда человека лишают Родины, высылая из страны, где он родился, беря на себя миссию Бога…Нашу отечественную историю вымарали черной краской из театральных репертуаров! Возвращаюсь в прошлое.В мою бытность директором Театра на Таганке целых шесть спектаклей были поставлены на тему жизни нашей страны с 1941 по 1945 год. В постановке Юрия Петровича Любимова – «Павшие и живые», «А зори здесь тихие…», «Пристегните ремни», «Перекресток», «Дом на набережной». И в постановке Анатолия Васильевича Эфроса – «У войны не женское лицо». А в нынешнем году исполнилось 65 лет нашей Победе в Великой Отечественной войне, и ни одного спектакля не вышло! Не мудрено, что молодежь наша об этом восклицательном знаке отечественной истории, главном событии прошлого века имеет самые приблизительные представления… Сталин, Гитлер, Родина – для них это все иллюзорные понятия… И главное – полное безразличие…Я считаю, новые преобразования, происходящие в нашей стране, бесспорно, необходимы. Но в суете буден, в погоне за передовыми технологиями, улучшением уровня жизни мы потеряли самое главное – чувство уважения к истории. Ведь какой бы она ни была, наша отечественная российская история, – она просто есть. И все тут. Точка.Цари были? Конечно. Ленин в истории был? Так пусть и останется. Как и многочисленные памятники ему. Вот теперь все вдруг заговорили о сносе памятника Петру I. Ребята, вы что, очумели? Кому он мешает? Лучше задумайтесь, как нам из транспортных коллапсов в Москве выбраться? Ну это же неприлично – договариваться о встрече с вами, журналистами из «Вечерней Москвы», и опаздывать из-за пробок! Поэтому не надо москвичей уводить от основных проблем в сторону.[b]– Откуда силы черпаете, Николай Лукьянович?[/b]– Мне здорово в жизни повезло, девчонки, и тут я не кокетничаю абсолютно.С такими людьми дышал одним воздухом, стоял рядом! Юрий Александрович Завадский, Сережа Бондарчук, Григорий Чухрай, Ефим Аронов, Стас Ростоцкий. Вот про оперно-драматическую студию Станиславского (впоследствии Московский драматический театр имени К. С. Станиславского) я могу сказать – там работали мастера: сам Константин Сергеевич, который организовал этот храм искусства, его жена Лилина, ученики Кедров, Яншин, Топорков, Андровская. Они занимались внутренней и внешней техникой актера, работой над словом, этюдами – всем необходимым для подготовки к непосредственному овладению будущими ролями. Станиславский считал целесообразным начинать занятия с учениками не с отрывков, а с целой пьесы, добиваясь творческого ансамбля. Так он сразу закладывал основу будущего репертуара. И они любили не только себя в театре, а сам театр. И нас – как продолжателей их святого дела! Помню, приходил сам Василий Иванович Качалов. Ему обычно ставили стакан чая, и он мог два часа читать нам – зеленым несмышленышам – от есенинской «Собаки» до Бориса Годунова!– 115 человек улучшили жилищные условия. Некоторые – трижды.– Я всегда открыт для общения, людей люблю. Есть желание – звоните![b]Досье «ВМ»[i], актер театра и кино, заслуженный артист России.Родился в Донецке.Учился в Оперно-драматической студии К. С. Станиславского в Москве.Участвовал в Великой Отечественной войне в составе 6-го гвардейского корпуса.Награжден орденами: Красного Знамени, Отечественной войны I и II степени; «Дружбы народов», «Слава России», «За мужество». С 1943 года – артист Оперно-драматической студии К. С. Станиславского (Московский драматический театр имени К. С. Станиславского).C 1963 до 1977-й – директор Театра Драмы и комедии (Театр на Таганке), затем руководил Театром на Малой Бронной.В 1978 году вернулся на должность директора Театра на Таганке, где проработал до 1990 года.Снимался в кинофильмах «Сорок первый», «Будни уголовного розыска», «Стрелы Робин Гуда», «Трясина», «Ярослав Мудрый», «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго».[/i]

amp-next-page separator