Как «иным» не стать чужими?

Общество

ЭТОТ вопрос собрал вместе участников «круглого стола» «Социокультурная реабилитация лиц с ограниченными возможностями». Сам «круглый стол» прошел 10 ноября в Центральной библиотеке им. М. А. Шолохова. Здесь собрались лидеры организаций и клубов, объединивших инвалидов, психологи, педагоги...– Недавно встретилась с нашим выпускником, – рассказала директор социальной (коррекционной) школы-интерната № 29 Людмила Владимировна Кмытюк. – В период учебы мы вели его по жизни, говорили: «Ты осваиваешь нужную профессию, у тебя все будет хорошо».И вот вчерашний ученик начал работать, но в итоге получил столь мало, что на это просто нельзя жить. Парень говорит: «Как быть? В колледже все было нормально, а теперь... На эти деньги не прокормишься, отец и мать умерли – помочь некому». Я говорю: «Ну потерпи хотя бы месяц – мы подключимся, узнаем, что да как». Он в ответ: «Я уже получил расчет».Судьба этого молодого человека, увы, типична для питомцев коррекционных школ. Большинство наших ребят поступает в колледжи, приобретает профессию, ученики у нас – редкие труженики. Но после колледжа – трудовой коллектив, где они – «иные» с мизерной зарплатой...Все эти проблемы мне известны – поэтому я настраиваю ребят: «Учитесь как можно дольше! Окончили колледж? Поступите в другой, освойте еще одну доступную вам профессию». Чем дольше наши ученики будут под «крылом» образовательной системы, тем больше у них времени на социальное созревание, на взросление – эту мысль я внушаю и родителям ребят.Не меньшей проблемой для инвалида является и простое человеческое общение. Обиднее всего, что общение порой затрудняет... своя же семья. Среди ребят, имеющих инвалидность, есть музыканты, спортсмены, мастера на все руки...Но иной родитель даже не пытается развить свое дитя. Да, для семьи инвалидность ребенка – шок. Однако часть семей оказывается буквально «пришибленной» этим шоком. Папа с мамой подчас стесняются как своей роли «родных инвалида», так и самого ребенка – и стараются как можно меньше его куда-то вывозить. Отцы и матери стыдятся и своего неумения управляться с той же инвалидной коляской – это также не сближает их с детьми. А неумение обращаться с ней даже некоторых медиков из ЦСО лишь усугубляет отчаяние родителей. По мнению председателя местной районной организации «Преображенское» Московской городской организации Всероссийского общества инвалидов Галины Олеговны Романовой, адаптивные программы нужны не только больным детям, но и их родным. Ребенку нужно стать своим среди сверстников, а папе с мамой – пройти «мастер-класс по вождению коляски», как выразилась Галина Олеговна.Не хотелось бы заканчивать статью на грустной ноте – есть и положительный опыт. Так, психолог ГУ КЦСО «Преображенское» Галина Николаевна Катюк рассказала о применении арт-терапии. О занятиях с детьми-инвалидами в центре «Преображенец» поведала его директор Наталья Владимировна Виноградова.Лариса Григорьевна Цигвинцева познакомила собравшихся с жизнью клуба творческого общения «Незабудки», объединившего не только ветеранов, но и инвалидов.Свою долю позитива внесла и выставка поделок, созданных учениками школы-интерната № 29 и подопечными ГУ КЦСО «Преображенское». «Несмотря на проблемы, нам есть чему поучиться у инвалидов, – признавали участники «круглого стола». – Люди с ограниченными возможностями здоровья порой жизнелюбивее нас. Знающие, что такое беда, они часто более отзывчивы к чужому горю. Так что еще неизвестно, кто кому нужней – мы им или все-таки они нам».

amp-next-page separator