Возвращение к жизни
В обществе сейчас активно идет поиск эффективных методов лечения наркомании и алкоголизма. Каждый из нас имеет близких людей, и нет никакой гарантии, что завтра они не попадут в эту беду, которая навсегда отрежет им дорогу обратно.Отрадно осознавать, что в Русской православной церкви есть волонтеры, которые, несмотря на трудности, продолжают работать и развиваться, возвращая наркозависимых к нормальной жизни. В Москве прошел круглый стол, на котором обсуждался опыт Ставропольской и Владикавказской епархии в реабилитации зависимых наркоманией, алкоголизмом, игроманией.– Когда меня назначили на ставропольскую кафедру, передо мной, как перед правящим архиереем, стояло много задач, – начал свой рассказ архиепископ Ставропольский и Владикавказский Феофан. – Это организация религиозной и церковной жизни в целом, строительство новых храмов.Происходило зарождение духовного образования не только на уровне воскресных школ, но и начиналось сотрудничество с высшей школой. И чем ближе я знакомился с епархией, тем больше появлялось у меня вопросов. Регион, в котором мы живем, а это практически весь Северный Кавказ, очень специфический. Регион, на который обращает внимание вся Россия, начиная от президентов и заканчивая руководителями разных структур.Вникая в жизнь епархии, я столкнулся с проблемой, с которой знакома вся Россия. С проблемой чумы ХХ века – наркоманией.Владыко много лет проработал за рубежом. Был в разных странах. Служил в Израиле 5 лет, затем в Аргентине, потом на Ближнем Востоке и африканском континенте. Работая за рубежом, мог убедиться, что проблема наркомании – это бич всего мира. А раз так, то с ней легко бороться. Но, к великому сожалению, все не так.Отец Феофан убежден: то, что мы видим, – это уже последствия, вершина того айсберга, который уходит в глубь океана. И многие умы ломали головы над тем, как избавиться от этого недуга. Много ученых, медиков, общественных деятелей предлагали разные методы выхода из этой проблемы. Но наше общество так устроено, что все предложения строились на секулярном подходе.При этом подходе на человека смотрели как на физию. Так, как будто физиология определяет внутренний мир человека. И отсюда поиск в основном медикаментозного лечения. Или даже психологической реабилитации, но опять же только человеческими мерками.Священник напомнил, что человек – это существо не только земли, но и неба, имеющее бессмертную душу. И вот в этом заключаются тайна и загадка такой тяжелейшей болезни. Поражение происходит на уровне души, а потом уже и физиологии, когда разрушаются все тело, все органы. И тогда в поисках выхода из этого страшного плена мы пошли по другому пути. Не забывая о теле, мы начали реабилитацию души. Ведь ни для кого не секрет, что зависимость от наркомании начинается с нравственного разложения.Он рассказал, как к нему пришел протоиерей Игорь Подоситников и говорит: «Владыка, давайте что-то делать, как-то помогать людям». Потому что было слишком много обращений в епархию. А у нас на Кавказе люди, попавшие в сети наркомании, – очень опасная часть общества. Они легко становятся добычей тех деструктивных сил, которые есть у нас в стране. Мы много говорим об экстремизме и терроризме. Но ведь когда у человека тяжелейшая зависимость от наркотиков, у него помрачается разум и все его стремление направлено лишь на поиск очередной дозы, его можно подвигнуть на любые необдуманные действия.Действия, в которых он потом раскаиваются всю жизнь.– Я посмотрел на этого, тогда еще более молодого, священника и увидел в нем искру и желание именно что-то сделать, чтобы спасти хотя бы одну душу. Затем он привел ко мне Николая Новопашина, который не стесняется говорить, что сам прошел сквозь ад зависимости и смог выйти. И мы тогда начали думать, что мы можем. Решили начать с организационных моментов.К сожалению, те, кто должен был первым ухватиться за эту идею и помочь, в том числе и представители власти, проявили равнодушие. Мы четко понимали, что реабилитация возможна только вдалеке от больших городов, чтобы у наркоманов было меньше соблазнов. Мы нашли заброшенную ученическую бригаду в станице Темнолесской Ставропольского края. Мы стали просить отдать нам ее для организации центра. Никто и пальцем не пошевелил. Пришлось выкупать за свои средства. Мы привлекли наиболее опытное духовенство, психологов, наркологов и начали трудиться. Появились первые зависимые.– Вначале их было немного: 10–12 человек. Совместная молитва и труд, встречи с духовенством и специалистами стали давать результаты. Главная задача, которую я ставил и перед духовенством, и перед Николаем Новопашиным, была в том, чтобы объяснить человеку, куда он попал. Чтобы он сам желал бороться за свою жизнь с помощью Церкви. Вначале были срывы. Зависимые приходили, убегали и снова возвращались. Вскоре мы увидели первые плоды, когда люди, практически потерянные для семьи и общества, начинали чувствовать себя лучше и твердо стоять на ногах. Бог через усилия людей, священников и врачей, через ту обстановку, которую мы создали, вел людей к исцелению. Мы создали общину единомышленников, которая начала оживать. Я никогда не забуду, когда у них появились первые четвероногие друзья.Мне в свое время бывший президент Кабардино-Балкарии подарил хорошего скакуна. Я долго думал, куда его деть. И тут представилась возможность порадовать ребят. Я отдал его в центр. Через приобщение к миру животных, через эту активную терапию наркоманы учатся жить заново. Потом появилась своя ферма. Помню, приезжаю к ребятам, а они мне говорят, что у них появились кролики.И я смотрю, они радуются как дети. Один из реабилитантов, он был весь в наколках, повел меня показывать поросят. И с такой любовью стал мне о них рассказывать, это нужно было видеть.Что касается духовной стороны, это очень ответственное дело. Как объяснить человеку, что нужно молиться, если он никогда не слышал о Боге. Нельзя его заставлять, как это иногда делают с детьми, отбивая на всю жизнь желание ходить в церковь.Здесь нужен очень бережный подход, как к посаженному дереву. И полить, и окопать, и поддержать. И эта совместная молитва, а позже и понимание того, кто же такой Бог, сделали свое дело.Владыко Феофан назвал очень важным вопросом необходимость объяснить человеку понятие греха. Современное общество, как недавно говорил святейший патриарх Кирилл, больно одной болезнью. Смешением понятий добра и зла.Понятие греха выталкивается из нашей жизни. А грех – это нарушение нормы и закона, данного Богом. Мы стараемся помочь наркоману пробудить совесть и внутреннее достоинство в хорошем смысле этого слова. И тогда он сможет осознать пагубность пути, на котором стоит. Вера, которую он начинает приобретать, дает ему силу бороться с привычками.Один из ключевых моментов в жизни наркозависимых – исповедь. Грехи – это тот груз, эта та грязь, которая на него постоянно давит. И здесь, как на корабле в шторм, нужно сбрасывать все лишнее. Через покаяние наркозависимый начинает выздоравливать.– Люди, приходящие к нам в центр, к сожалению, не имеют возможности жить у нас вечно. Для этого просто нет условий. Да и не стоит перед нами такая задача. Главная цель – вернуть человека к нормальной жизни. Постреабилитационный период – это самая главная проблема всех реабилитационных центров. Здесь очень важно не высадить с островка благополучия в среду, которая окажется сильнее тех заложенных нравственных ростков, которые могут стать крепким деревом.И тогда возникла идея направлять прошедших курс реабилитации в храмы епархии в руки опытных и мудрых священников. Скажу честно, не всегда это получается. Смотрю, вроде опытный грамотный священник. Отправляем к нему ребят, но ничего не получается, дело не идет. Не всем дано вести эту сложную работу.Священник поблагодарил ребят, прошедших реабилитацию. Встав на ноги, они идут в школы и вузы, туда, где молодежь. И на их языке рассказывают о том аде, который им пришлось пройти. Одно дело, когда говорит профессор, или нарколог, или даже владыка. Молодежью это будет восприниматься как разговор с чиновником. А когда говорит тот человек, который сам пережил все эти ужасы, то восприятие совершенно иное.Эта профилактическая деятельность, пожалуй, одно из главных достижений. Отец Феофан уверен, что проблема наркозависимых заключается не только в них самих. Нельзя забывать и о семьях, которые страдают не меньше зависимых. Поэтому очень важно, чтобы мать и отец и все близкие почувствовали, что их сына или дочь можно спасти общими усилиями. Для этого создается специальная среда.За 6 лет работы центра прошли реабилитацию 1160 человек, в настоящий момент на реабилитации 150 молодых людей. Действует 7 реабилитационных центров.Есть телефон доверия, на который ежедневно поступает до 30 звонков с просьбой о помощи. Есть возможность выездов наших специалистов в семьи больных наркоманией, чтобы на месте начать оказывать необходимую психологическую и иную помощь.– Со временем, когда результаты стали очевидны, нам поверили и власти, – рассказал владыко. – Управление ФСКН по Ставропольскому краю и по регионам Северного Кавказа стало смотреть на нас совсем другими глазами. И это воодушевляет и вселяет надежду, что сообща станет легче работать. Мне неоднократно докладывали о добром отношении и взаимопонимании, которое мы находим с федеральными структурами, занимающимися этой проблемой. Будем же всегда помнить, что без Бога нам никогда не справиться с этой бедой.На круглом столе свою оценку деятельности Ставропольской и Владикавказской епархии дали ведущие эксперты в этой области.[i]– Нужно сказать, что с Божьей помощью в короткие сроки епархией была создана система, которая включает в себя все необходимые аспекты антинаркотической работы в регионе. Это первичная, вторичная и третичная профилактика наркомании. Это абсолютно закономерные и очень правильные этапы реабилитационной работы: адаптации, стабилизации и интеграции.Если мы посчитаем, сколько человек страдает вместе с наркозависимыми, то увидим, что это количество огромно.Ведь каждый зависимый имеет членов семьи и друзей. Чтобы представить полностью масштаб проблемы созависимости и наркомании в целом, имеющиеся статистические данные мы должны умножать минимум в десять раз.Священники, находясь в гуще событий, чаще встречаются с членами семей зависимых. И, наверное, такая первая встреча является для них знаковой. И тут от священника зависит очень многое. Он должен как можно более искренне и умело их поддержать в духовном плане.Если говорить о медицинских кругах, то скажу, что лет восемь назад мои коллеги заметили: если отделение посещает священник, работать становится гораздо легче. В нашем хаотическом, вечно меняющемся мире для наркомана с такой же психикой священник может стать человеком, ведущим в новую жизнь.[/i][i]– Мне очень хорошо известен опыт центров Ставропольской епархии. Я был во всех центрах, сейчас веду 50 ребят по своей диссертационной работе, фиксирую динамику изменений в их поведении, жизни. Очень приятно видеть положительный результат.Когда они рассказывают о своем жизненном пути до попадания в реабилитационный центр епархии, становится страшно. Как справедливо заметил владыка, очень важный период в их жизни – возвращение в мир, в семью.Считаю нужным заметить, что кроме Русской православной церкви на этом поприще помощи больным наркоманией пытаются работать многие тоталитарные деструктивные культы, которые переключают ребят на иную зависимость. Когда я слышу слово «преображение», я сразу вспоминаю секту «Преображение России», насчитывающую по стране 350 центров.Очень больно видеть ребят, которые выходят из этих организаций. Их вначале приходится реабилитировать после пребывания в секте, а потом еще и от наркомании.[/i][i]– Сегодня мы слышали довольно внушительную цифру: 1160 человек, прошедших реабилитацию. Это говорит о том, что Ставропольская епархия смогла достучаться и войти в контакт с душой каждого зависимого. За этими цифрами стоят жизни спасенных людей.Как психолог, я понимаю, насколько сложен этот процесс и как трудно мотивировать такого человека на прохождение реабилитации. Из моей практики я могу вспомнить единичные случаи, когда люди действительно сами приходят и изъявляют желание бросить употреблять. Как правило, они говорят, что попадают на реабилитацию при участии родственников или для того, чтобы снизить дозу.Мы с вами видим, что реабилитация в православных центрах очень длительная, от года и выше. Это правильно. Всем известно, что зависимость бывает физическая и психологическая. На физическую мы можем воздействовать с помощью медикаментозных средств, но психологическая зависимость никуда не девается. И в течение нескольких лет у человека появляются мысли, чтобы снова употребить. Поэтому длительная реабилитация способствует вырабатыванию мотивации отказаться от наркотика и жить трезвой жизнью.[/i]