Внештатный дедушка

Общество

ПАТРИОТИЗМ – это любовь к Родине, Родине-матери. Но можно ли научить любви тех, кого оставили самые близкие, родные люди? В школе-интернате № 55 живут, учатся, воспитываются более ста двадцати детей-сирот. У большинства мамы и папы здравствуют и живут неподалеку, но заботится об этих детях государство. Мамами нередко зовут воспитателей, а вместо родных бабушек и дедушек ходят в гости к ветеранам, героям Великой Отечественной войны, которые давно стали друзьями интерната и его внештатными воспитателями. На праздники, торжественные митинги, юбилеи и памятные даты ветеранов зовут в гости многие учебные учреждения. Но педагогическому коллективу школы-интерната этого показалось мало. Ветераны стали наведываться к школярам регулярно. Очень многие нынешние мальчишки и девчонки не думают, не представляют себе, что такое война, и не могут понять, ради чего их прадеды воевали, жертвовали собой, своим личным счастьем. Но дети в этой школе-интернате знают многое о минувшей войне, а учителя и ветераны помогают им прочувствовать и эмоционально воспринять героизм тех дней и истинный патриотизм. Войну здесь изучают не только на уроках истории, но и через судьбы людей – ветеранов. Уроки истории и патриотизма начинаются с самого младшего возраста. Дошколятам объясняют такие простые, но в то же время сложные понятия, как война, фашизм, без ужасов, но правдиво рассказывают, как люди жили в военное время, каковы были быт, еда, работа, условия жизни. С ребятами беседуют не только воспитатели, но и свидетели войны. На встречу с малышами приходят ветераны. И гостей закидывают вопросами: «Очень страшно на войне? А вы были ранены?» или «А кто такой офицер и чем отличается от солдата?» Некоторые боевые ветераны, в прошлом военачальники, сначала теряются: «О чем говорить с такими малышами?» Но, увидев детские глаза, полные живого интереса, быстро находят тему для беседы и потом приходят сюда вновь и вновь. Они рассказывают малышам не только о войне, но и о том, что пригодится в жизни и без чего не стать сильным человеком, а тем более боевым генералом. Например, как важно делать зарядку – причем в любом возрасте! Потому что правда ведь, всех волнует здоровье. У ветеранов оно уже неважное, и большинство ребят-сирот не крепыши. Вот и обсуждают, как его сохранить и укрепить. Ветераны делятся своим опытом, а профессионалы, как ветеран-марафонец, бывший врач, могут дать конкретные советы, рецепты, испробованные на себе. Разговор может зайти и на бытовые темы, даже цены на продукты обсуждают. А еще к гостям обращаются в сложные моменты. Очень нелегко приходится педагогическому коллективу, когда надо затрагивать болезненные для детей вопросы: семья, мама – один День матери чего стоит! И здесь приходят на помощь ветераны, рассказывая про свой опыт, остерегая от ошибок и неудач. «Старые» и «малые» не только задушевно беседуют, они ходят на экскурсии, вместе разбивают грядки во дворе школы-интерната, пожилые садоводы – профессионалы и любители – помогают за ними ухаживать, контролируют процесс роста. Среди ветеранов есть много высококлассных специалистов, ученых, которые могут и школьные уроки сделать интереснее и разнообразнее. Например, один из ветеранов – Михаил Васильевич Харченко, ученый-физик, – провел уроки о воде, ее пользе, свойствах, воздействии на живые организмы; и конечно, уроки истории, литературы не обходятся без гостей-ветеранов. Старшие ребята приходят к ветеранам в гости. Они видят ветеранов не только в праздничной военной форме на митингах и встречах, но и в домашней обстановке, учатся воспринимать и понимать пожилых людей со всеми их немощами, присущими этому возрасту. Ребята приходят в гости со своими гостинцами, а заодно с порошками, тряпками, щетками. Успевают все: и чай попить, и поговорить обо всем, а еще помыть, убрать квартиру, постирать белье, мальчишки чинят, если что сломалось, девчонки на кухне могут быстро приготовить угощенье. А кроме этого, ребята приходят в гости к ветеранам в пансионат для ветеранов труда № 17 и Центр социального обслуживания «Кузьминки». На все праздники дети устраивают концерты для своих подшефных, заранее делают своими руками подарки, да и в обычные, будничные дни наведываются для того, чтобы просто поговорить, встретиться за чашечкой чая, прихватив печенья, которые специально испекли для этого на уроке труда. Осознают они это или нет, но «старые» и «малые» очень нужны друг другу, и тем и другим не хватает искреннего, заинтересованного, мудрого общения. Очень часто ветераны так же одиноки, как и дети, которые их навещают. Девятиклассница Аня, симпатичная, грациозная, про таких говорят «тургеневская девушка», рассказывает: – Мы ходим к Серафиме Гавриловне в гости каждые выходные, помогаем убираться, чай пьем. Она не воевала, ее муж был участником войны, но он уже умер, и сын тоже. Серафима Гавриловна осталась одна, не выходит из дома и всегда рада нас видеть. В гости ходим обычно на выходных, идут те, кто остается в интернате, не уходит к родственникам. Нас собирается пять-шесть человек. Серафима Гавриловна была ребенком во время войны, она много интересного нам рассказывает из своей жизни. В военные годы она без выходных работала – вязала табак для фронта, таскала на себе вязанки табака, а ведь она была младше нас – лет 10–12, тяжело было, сильно уставала. Я не понимаю, как родственники могут оставить такого человека одного и не приходить к ней в гости, если бы у меня была такая бабушка, я бы ее не оставила. [b] Больше чем музей[/b] Ветераны были инициаторами и главными помощниками создания военно-патриотического музея, посвященного Великой Отечественной войне, который существует в школе-интернате № 55 с 1995 года. В основу экспозиции легли экспонаты, посвященные второй особой партизанской бригаде, отдельный стенд рассказывает о героях-панфиловцах. Много подлинных вещей – медалей, документов ветеранов, целая стена отдана экспонатам с раскопок. Старшеклассники вместе с учителями ездят в экспедиции на места кровопролитных сражений времен Великой Отечественной войны, ведь одно дело – видеть оружие, обмундирование времен войны на фотографиях, кадрах документальной хроники, и совсем другое – держать в руках пробитые пулями, искореженные снарядами, истлевшие от времени свидетельства войны. Напротив стенд, рассказывающий об оружии и технике Второй мировой войны, техника особенно интересует мальчишек. И преподаватели стараются использовать этот интерес, тут же объясняют, что война – тяжелая работа, надо было многое уметь делать руками: собрать, починить, приспособить. А сейчас тем более в военном, да и во всяком другом деле без знаний техники не обойтись – учиться надо, знать точные науки. Этот музей – больше чем собрание исторических реликтов. Это центр патриотической работы. Он никогда не пустует, здесь отмечаются дни воинской славы, сюда приходят вместе с ветеранами на все праздники и на тематические беседы, многие уроки проводятся тоже здесь. Стоит ли говорить, что экскурсоводами здесь работают сами дети? Сюда на встречи с детьми приходят не только ветераны Великой Отечественной. Второй год к ребятам в гости приезжают ветераны последних войн – афганской и чеченской. А еще в школе-интернате существует традиция – перед Днем защитника Отечества проводятся встречи с выпускниками, отслужившими в армии. Вот у кого можно расспросить про строгости, дисциплину, а также дедовщину в армии. Тема войны, героизма, любви к Родине раскрывается и в творческих работах ребят. Директор школы-интерната № 55 Людмила Александровна Соболева утверждает:– У нас каждый ребенок с изюминкой, каждый уникален, все талантливы: если не рисует, то поет, если не поет, то стихи пишет или на компьютере занимается, многие спортом увлечены – сто кубков в интернате. И все детское творчество наполнено любовью к Родине, интересом к истории страны, уважением к ветеранам. Вся система воспитания на это нацелена, начиная с малых лет и до выпуска. Все дети в интернате участвуют в «Коллективном творческом деле» – это общая для всех тема, по которой работает вся школа. Таких тем в году несколько, они очень разные: День Победы, юбилей писателя, день рождения Москвы, праздник осени и т. д. Каждый класс раскрывает эту тему по-своему. Один – изучает книги, пишет рецензии и потом представляет их всей школе, дети пишут стихи, рассказы; другой класс смотрит и отбирает лучшие фильмы; третий – составляет экскурсию по местам Москвы, связанным с выбранной темой; четвертый класс собирает рассказы экспертов; лучшие едут на тематическую экскурсию. В специальных папках-альбомах собираются творческие «отчеты о проделанной работе». По мнению педагогов, эти бумажные версии необходимы для лучшего осмысления темы. Событий, мероприятий, в которых участвуют дети, много, они чередуются и очень быстро могут забыться, если не заострить на них детское внимание, не обсудить их всем вместе, не описать в творческой работе. На подведение итогов этой коллективной работы всегда приглашаются ветераны, как в обычных школах родители, родственники. Воспитанники школы-интерната № 55 – обычные ребята, они слушают современную музыку, любят танцевать, зависают в компьютерах. Они интересуются историей страны, знают ее героическое прошлое, помогают тем, кто создавал эту историю, – ветеранам. А еще ухаживают за могилами ветеранов войны – 70 могил приводят в порядок на Кузьминском кладбище на Пасху и 9 Мая, в День Победы. И можете быть уверены, что эти ребята, в отличие от иных своих сверстников, никогда уже не забудут о войне и победе, о том, что услышали и узнали из первых рук – от своих старших друзей ветеранов…

amp-next-page separator