Это вам не «Аватар»

Развлечения

Все знают Бориса Грачевского как «папу» «Ералаша». А не так давно он снял свою первую полнометражную картину «Крыша». В воскресенье, ко дню рождения режиссера, эту картину показал канал «ТВ Центр». Накануне кинопоказа мы встретились с режиссером и задали ему несколько вопросов. [b] – Борис Юрьевич, почему именно «Крыша»? Что вас подтолкнуло на создание такого непростого фильма?[/b] – Первым делом меня привлек серьезный, острый сценарий о трагической истории трех девочек. Он подействовал на меня очень сильно. Правда, когда я начал работу над фильмом, то понял, что он адресован все-таки не детям, а взрослым. И тогда мы переакцентировали сценарий, ввели взрослых персонажей. Так возникла основная мысль нашей картины: родителям надо быть внимательнее к своим детям, иначе те могут оказаться на краешке крыши. А вообще, мы старались, чтобы он был понятен всем. Так, например, каждая реплика, чтобы она не была фальшивой, проверялась на детях. Я очень боялся фальшивых интонаций и фальшивых фраз. Спрашивал у девочек-актрис: «Вы так говорите в жизни?» И если они отвечали: «Нет», – текст правили, чистили, переделывали. Я считаю, что мы сняли кино (я его, кстати, называю «Антиаватар»), в котором только настоящие чувства и переживания людей. – Такого не было, мне со всеми работалось очень легко, потому как я специально подбирал людей, которые меня понимают. Например, когда я позвонил Марии Васильевне Шукшиной (а я ее знаю то ли с 6-, то ли с 7-летнего возраста, потому что в свое время работал с ее отцом, Василием Макаровичем Шукшиным), сказал: «Маша, гадину не побоишься сыграть?» – она ответила: «Нет, не побоюсь. Давай сценарий, и мы поговорим». На съемках мы все: и дети, и взрослые, – говорили на одном языке. И те слезы, которые в кадре льются у детей, самые настоящие. Но не потому, что я их щипал или обижал – просто с каждой из 12-летних актрис много работал, готовил. Я ведь в своей жизни часто снимал детей, так что знаю их внутренний мир. И к каждой из девочек у меня был свой подход. Но раскрывать все свои режиссерские секреты не буду. – Мы отсмотрели 8000 детей, прежде чем выбрали Машу Белову, Анфису Черных и Соню Ардову. Соня, кстати, снялась вместе с мамой, актрисой Анной Ардовой. И, надо сказать, она замечательная артистка, достойная продолжательница актерской династии. [b] – Съемки какой сцены фильма вам наиболее запомнились?[/b] – Сложно назвать какуюто одну сцену – все они мне по-своему дороги и близки. Мы снимали эту картину на окраине Москвы, в Свиблове, и в Сергиевом Посаде. Однажды, когда мы снимали три важные сцены на крыше, мы поднялись на нее в 9 утра, а слезли в 2 часа ночи. Причем самые жесткие, трагические сцены девочки начали играть только в полдвенадцатого ночи. Представьте: ночь, висит огромный портрет мамы Лены, Татьяны Петровны (то есть Марии Шукшиной), вдалеке – Троице-Сергиева лавра… Это было настолько сильно эмоционально, что рыдали все: и дети, и вся съемочная площадка. Или вот другая сцена – драка двух братьев. Когда мы начали ее снимать, неожиданно пошел снег. И он так красиво лег в кадре, будто специально насыпали. Закончились съемки – и снег на второй день как по заказу растаял. Это было замечательно! – Тут все непросто. У каждого человека свой характер, и дело вовсе не в женщине как таковой, а в современных деловых людях. Они способны пройти через все, шагать по любым трупам. Цели, которые они ставят, оправдывают любые средства. Но лично я таких людей недолюбливаю – они самые страшные. И травма, которую наносит такая мать, как героиня Маши Шукшиной, – это очень серьезно и страшно. Потому что именно такое отношение матери выталкивает девочку Лену, одну из героинь моего фильма, на ту самую крышу. [b] – Недопонимание родителей и детей переходного возраста – проблема не новая. А у ваших родителей возникали с вами проблемы, когда вам было 12 лет? Вы сами, Борис Юрьевич, каким мальчишкой были?[/b] – У моих родителей со мной проблем как раз не было – я был очень приличным ребенком, совестливым. И настоящих катаклизмов не случалось. Это во многом благодаря моему неконфликтному характеру. Да и вообще родители ко мне всегда очень тепло и с пониманием относились. Я ведь с 6 лет работал на сцене с папой (), поэтому меня уважали. Мама, правда, воспитывала меня довольно строго, но я всегда понимал, что это оправданная строгость, без нее нельзя. До сих пор вспоминаю, как бегал по дому отдыха «Полушкино», где мы жили, и волновался: «Ой, я опаздываю!» Дело в том, что если мне велели прийти к 2 часам, то я послушно приходил. – Конечно, бывало всякое: приходилось и серьезные разговоры вести, и конфликты разруливать. Но ничего особенного, все как у всех нормальных семей. Это наша жизнь, и без этого никуда. – Самое главное – нужно любить друг друга. Недаром в финале «Крыши» звучат слова замечательной песни группы «Фабрика»: «Если кажется вдруг, что вокруг тебя мрак, знай, что это – мираж, знай, что это – не так! И не верь никому, что любви в мире нет. Как бы мы без любви появились на свет?» [b]Досье «ВМ» [i] родился 18 марта 1949 г. в Подмосковье. Окончил механический техникум. Учился во ВГИКе на факультете организации кинопроизводства. В 1974 г. совместно с драматургом Александром Хмеликом основал детский киножурнал «Ералаш». Член Российской академии кинематографических искусств. Заслуженный деятель искусств РФ.[/i] [i]Обладатель приза «Золотой овен», двукратный обладатель «Золотого Остапа». Награжден орденом Почета.[/i]

amp-next-page separator