С первого класса в аналитики

Общество

АМЕРИКАНСКИЕ ученые подсчитали, что 80 процентов малышей в возрасте от трех до пяти лет легко ориентируются в Интернете, скачивая там интересные для себя игры и общаясь с друзьями. Потому неудивительно, что к поступлению в школу они уже являются активными «юзерами» Всемирной паутины. В России дети, видимо, скоро догонят своих американских сверстников. В следующем учебном году вся начальная школа должна будет работать по новым образовательным стандартам.Что же нового привнесет в учебный процесс этот документ? Как объясняют его разработчики, отныне задача начальной школы – не просто давать ученикам материал по предметам школьной программы, то есть учить читать, писать, считать, объяснять устройство мира и рассказывать о его флоре и фауне, но и помогать ребенку осваивать материал. Во-первых, комплексно. Во-вторых, используя для этого новейшие информационные технологии. Это означает, что, например, математика будет преподаваться не только непосредственно на этом уроке, но и на занятиях по рисованию, музыке, технологии, истории.– Такую форму переплетения наук я уже не первый год использую на своих уроках, – рассказывает преподаватель музыки средней школы № 1060 Центрального округа столицы, победитель конкурса «Учитель года России-2008» Михаил Стародубцев. – Я считаю, что музыка учит детей не только ритму, культуре, умению работать в коллективе, она переплетается со многими науками. Рассказывая о композиторах, я даю ученикам информацию по истории, географии. Разбирая музыкальный ритм, мы считаем, то есть занимаемся математикой. В нашей школе ученики всех классов играют в оркестре на музыкальных инструментах. Эта работа развивает ответственность человека: нельзя играть кое-как, «на троечку», в оркестре. Иначе произведение не зазвучит. Тут можно работать только «на пятерку».Новые образовательные стандарты для начальной школы не только определяют, какие знания, умения и навыки должны получить ученики, но и – в этом их главное отличие от предыдущих стандартов – говорят о том, какие условия должны быть для этого предоставлены. В первую очередь речь идет о техническом оснащении учреждений образования.Образовательный стандарт для начальной школы был принят в конце прошлого года. В этом году в 180 учреждениях среднего образования Москвы началась апробация работы по новым стандартам для начальной школы. Одним из таких учебных заведений является Центр образования № 627 Центрального административного округа Москвы. Программа обучения в начальных классах составлена таким образом, чтобы каждый ученик мог сначала попробовать разные виды деятельности, а потом выбрал то, что ему наиболее интересно.– Стандарт – это определенный шаблон, предлагаемый школам, – говорит директор Института новых технологий Елена Булин-Соколова. – Сами же учреждения образования должны на основании этого шаблона создать свою собственную программу. Обучение может войти в начальную школу через момент игры. Во время образовательного процесса нужно, чтобы ученики использовали все органы чувств, у них развивалась мелкая моторика рук, формировался интерес не только к предметной, но и к личностной компетенции. Чтобы они научились не только слушать информацию, но и оценивать, анализировать ее. При этом важно обучать детей пользоваться цифровыми ресурсами: печатать на компьютере, создавать на нем программы и готовить презентации.Поэтому в школе № 627 педагоги начальных классов учат школьников сначала набирать на компьютере свое имя и фамилию, потом этот текст форматировать, вставлять фотографию и делать бейджи. Затем дети начинают готовить видеосочинения и презентации на разные темы, например, рассказывать о посещении зоопарка, о прочитанной книге, о выполненном опыте. К четвертому классу ребята уже сами снимают мультфильмы и фильмы на заданные темы, монтируют их и озвучивают.В школе № 1060, которая пока официально не включилась в апробацию новых стандартов, все равно стараются к ним подготовиться.В первом классе дети учатся писать буквы и цифры не в тетрадях, а на специальных меловых досках. Таким образом, дети, во-первых, не боятся испортить букву или цифру, потому что могут ее стереть. Во-вторых, изучают цвета: буква рисуется одного цвета, фон – другого.На уроках математики второклассники изучают меры веса, пытаясь уравнять на весах разные предметы, например конфету и фасоль.Третьеклассники на уроках окружающего мира изучают плотность разных материалов, погружая их в воду.Четвероклассники на уроках технологии делают из шерсти, пластилина, глины различные фигуры и предметы, которые потом используют при создании мультфильма.– Мы снимаем их по сказкам и стихотворениям русских писателей, по экологическим темам, по историческим событиям, – рассказывает Наталья Глянец, учитель начальных классов. – Мои ученики к четвертому классу умеют не только снимать мультфильмы, но и монтировать и озвучивать их, ставить титры.– В прошлом году мы обучили 600 педагогов технологиям работы по новым стандартам для начальной школы, – рассказывает Елена Булин-Соколова. – На специальных тренажерах они отрабатывали те методики, которые должны использовать в работе. Они сами снимали фильмы и озвучивали их, создавали и учились вести электронный журнал и электронный портфель, то есть осваивали информационные технологии, проводили различные опыты. Сейчас эти учителя работают в пилотных школах, где отрабатываются стандарты для начальной школы.Кстати, среди «первопроходцев» есть не только молодые педагоги: информационные технологии осваивают и учителя в возрасте. В этом году такую подготовку проходят почти три тысячи московских педагогов, потому что с 1 сентября 2011 года все школы столицы должны будут начать работать по новым стандартам.Конечно, переключиться со старых методов на новые в одночасье невозможно. Но за три-четыре года, надеюсь, учителя полностью овладеют новыми технологиями.

amp-next-page separator