Парк гусманского периода
В Московском театре оперетты прошла 24-я церемония вручения национальной кинематографической премии «Ника». Фаворитами нынешней церемонии по количеству наград оказались историческая драма «Край» Алексея Учителя и военный боевик «Брестская крепость» Александра Кота (призы за лучший звук, работу художника и костюмы). [b] Притча без слов[/b] Оба фильма получили по три награды, но награды «Края» оказались более престижными. Комедия Владимира Тумаева «Китайская бабушка» и «Овсянки», обласканные в Венеции, удостоились двух наград. Фаворит критики «Кочегар» не получил ни одной. Бессменный ведущий всех предыдущих церемоний «Ники» Юлий Гусман и на этот раз сохранил атмосферу веселого капустника и матчей «КВН», хотя многие его импровизированные шутки («Вы похожи на еврея, который увидел Гитлера») не отличались особым изяществом. Михаил Ефремов прочел провокационное послание Дмитрия Быкова кинематографистам – в стихах. Его стенания продолжил президент Российской академии кинематографических искусств «Ника» Алексей Баталов. Но закончил он на мажорной ноте: кинематографисты продолжают снимать новые фильмы, и среди них все-таки появляются талантливые новички. Кстати, победителем в номинации «открытие года» стал режиссер Дмитрий Мамулия, философ по образованию, снявший почти без слов притчу «Другое небо» о затерявшемся в Москве гастарбайтере. Документальный фильм «Мой доктор Лиза» замечательного режиссера Тофика Шахвердиева был удостоен «Ники» первым – и заслуженно. А вот присуждение уже 5-й «Ники» Гарри Бардину за анимационную ленту «Гадкий утенок», выполненную в пластилиновой технике, удивило даже самого маститого режиссера. Бардин извинился перед другими претендентами, поблагодарив Андерсена, Чайковского, и заявил, что в дальнейшем свои работы выставлять он не намерен. С удивлением многие встретили присуждение призов за лучшие женские роли (первого и второго плана) актрисам фильма «Китайская бабушка»: Нине Руслановой (это уже ее четвертая «Ника») и Ирине Муравьевой. Хотя они смачно сыграли в этом камерном водевиле, сам фильм Тумаева не вызвал большого интереса у публики. А вот победы Владимира Машкова («Край») и Евгения Миронова («Утомленные солнцем-2: Предстояние») в аналогичных номинациях у мужчин легко прогнозировались. Резидент «Комеди Клаба» Семен Слепаков ничем не порадовал. Его песня-загадка «Где российское кино?» была наполнена банальными сентенциями о бедственном положении российского кинематографа и не стала судьбоносной, как и его пошловатая картина «Наша Russia. Яйца судьбы». Две премии получил фильм «Овсянки» о своеобразных обычаях вымышленного северного народа меря: за сценарий (Денис Осокин) и музыку (Андрей Карасев). Композитор Алексей Журбин в интервью «ВМ» отметил, что в этом году его не потрясла музыка к фильмам, но фольклорная музыка Карасева, пожалуй, лучшая. Его же собственный кинофаворит «Кочегар», увы, так и не получил в итоге ни одной «Ники». [b] Все тем же летом[/b] Лучшим игровым фильмом предсказуемо была названа картина Алексея Учителя «Край», выдвигавшаяся от России на «Оскар», но не попавшая даже в пятерку номинантов. Лучшим оператором академики признали прославленного Юрия Клименко, работавшего над этой картиной в тяжелых условиях тайги. Лучшим режиссером назван создатель фильма «Как я провел этим летом» Алексей Попогребский. Лучшим фильмом стран СНГ и Балтии признана картина «Глазами призрака» (Азербайджан–Франция) режиссера Рустама Ибрагимбекова, прославленного сценариста фильмов Никиты Михалкова. Эта любовная картина, как отметил режиссер в интервью «ВМ», «лишена социальной проблематики» – в отличие от тех двух лент, что он снимал как режиссер в постсоветские годы в Азербайджане. [b] Приз за приземление[/b] Специальный приз для операторов, снимавших приземление Юрия Гагарина, достался ветерану-документалисту Махмуду Рафикову. Он отметил, что оператор хроники не имеет права на дубль и, следовательно, на ошибку. …Увы, церемония проходила в таком душном зале, что многим становилось дурно. Так, режиссера Галину Волчек пришлось даже выводить (с помощью Леонида Якубовича) на свежий воздух, а те, кто не запасся веером, обмахивались толстенными программками. Премию «честь и достоинство» на этот раз получил всеми любимый актер Сергей Юрский. И он почти сразу начал зачитывать собственное стихотворение, посвященное фильму Феллини «8 1/2», а потом вскинул руку в победном жесте, доказав, что он по-прежнему молод душой. Как справедливо заметил в кулуарах церемонии Иван Охлобыстин, жизнь большинства творцов является лишь вариацией на темы, возникшие еще в детстве.