Воспитать психологов-педагогов
[b]Известный психолог Л. С. Выготский утверждал, что человек поступает личностно лишь тогда, когда чувствует себя источником своего поведения и деятельности.Поэтому одной из основных задач Института психологии РГГУ, который носит имя этого выдающегося ученого, стало создание в вузе особой атмосферы, направленной на формирование у студентов и преподавателей активной творческой позиции.Основатели института называют свой вуз «психологическим проектом в действии». Проектом, который постоянно развивается.О новых направлениях работы вуза рассказывает его директор, доктор психологических наук, профессор Елена Евгеньевна Кравцова.[/b]– 20 лет назад группа психологов разработала образовательные программы для детей разного возраста. В процессе разработки и реализации этих программ выявились некоторые проблемы в подготовке психологов, для решения которых был создан Институт психологии, впоследствии названный именем Л. С. Выготского.Изначально здесь планировалось готовить не только психологов, но и психологов-педагогов. Однако в течение 15 лет в институте обучали только психологов.Сегодня благодаря введению новых образовательных стандартов мы смогли открыть еще один факультет – «Психология образования». Его основная задача – подготовка педагогов, обладающих квалификацией хороших практических психологов, для работы с детьми разного возраста.Использование образовательных программ, учитывающих законы психического и личностного развития детей, требует от педагогов, как и от профессиональных психологов, понимания эффективности обучения для обеспечения развития ребенка. Для этого, кроме взаимодействия с психологами, педагогам необходимо находиться в постоянном контакте с семьями учащихся и обучать родителей грамотно помогать ребенку. Все это становится возможным в рамках психолого-педагогического образования.Я рада, что руководство РГГУ отнеслось с пониманием к этой проблеме и мы получили возможность открыть очень значимый для нас факультет.– Да, такое решение было принято по целому ряду объективных и субъективных причин. Уже существуют договоренности с университетами Швеции, Австралии, Бразилии и других стран о совместной подготовке таких педагогов-психологов. Предполагается создание общих программ, чтение лекций и проведение мастер-классов, организация постоянных международных лагерей, где студенты смогут, помимо приобретения языковых навыков и профессиональных умений, познакомиться с культурой страны, сертификат которой они получат по окончании РГГУ. Для реализации этого проекта необходимо создание интернациональной команды преподавателей, которые будут работать в разных странах по единым программам.В рамках открытия факультета в этом году в Москве состоится IV Международная летняя психологическая школа по теме «Культурно-историческая психология общения». В ней будут участвовать педагоги, профессора и студенты из США и Австралии, а также наши учащиеся. Намечено проведение различных тренингов и групповых занятий, посвященных знакомству с особенностями и закономерностями различных аспектов общения.– Кросскультурные исследования давно привлекают к себе внимание ученых разных стран. Однако существуют значительные трудности в их организации, связанные с культурными различиями, а также с отсутствием универсальной профессиональной терминологии в разных странах.Международный центр кросскультурных исследований позволит создать единую культурную среду, которая будет способствовать лучшему взаимопониманию ученых разных стран. Кроме того, центр станет координатором и организатором сбора данных об особенностях социального развития, аспектах деятельности, поведения, самосознания, связанных с индивидуальностью человека, о влиянии социокультурной среды на психику индивида и т. п.Первый шаг в этом направлении уже сделан: мы приступили к созданию рабочего словаря терминов, связанных с культурно-исторической теорией Л. С. Выготского. Приведение к единому пониманию терминологии, принятой в разных языках, – важное дело, поскольку без общего профессионального языка договориться невозможно. Есть у центра и еще одна, более глобальная задача – интернациональное развитие науки.– В области психолого-педагогического образования мы будем готовить специалистов по специальности «Педагогика и психология девиантного поведения» и бакалавров психолого-педагогического образования.Выпускники-бакалавры этого направления смогут вести профессиональную деятельность в дошкольных учреждениях, начальной школе или посвятить себя инклюзивному обучению (сопровождению лиц с ограниченными возможностями).В области психологического образования мы будем по-прежнему осуществлять подготовку клинических психологов. Помимо этого, мы начинаем подготовку студентов по новой специальности – «Психология служебной деятельности», а также бакалавров по психологии.В связи с этим перед профессорско-преподавательским составом нашего института стоит сложная, но интересная задача – разработка психологических требований к разным учащимся.Это позволит сделать обучение в институте эффективным и обеспечить выпускникам хорошие возможности для карьерного роста.Сегодня они востребованы, быстро находят работу по специальности и могут продолжать свое обучение в нашей стране или за рубежом.