В Москве открылся памятник выдающемуся композитору
12 ноября у здания Музыкально-педагогического института имени Михаила Ипполитова-Иванова открыли памятник выдающемуся композитору и основателю этого учреждения.
Ипполитовка, как ласково называют институт его преподаватели и студенты, приурочила церемонию открытия к 100-летию ГМПИ им. Ипполитова-Иванова и 160-летию самого создателя.
— Сегодня у нас праздник общенационального масштаба — юбилей великого соотечественника, который закладывал систему музыкального образования, ставшую лучшей в мире, — произнес вступительное слово ректор вуза Валерий Ворона. — В годы Первой мировой войны, Октябрьской революции и Гражданской войны Михаил Ипполитов-Иванов показал пример оптимизма, поскольку созидал и создавал новые учебные заведения в Закавказье и России. Инициировал и создание нашего учебного заведения, а также реформировал консерваторские программы. Будучи скромнейшим человеком, он оставил наследие как композитор, дирижер Большого театра и этнограф.
К торжеству присоединились и местные жители. Сам бронзовый именинник до конца официальной части стоял прикрытый белой тканью и перевязанный красной лентой.
— Музыка была для Михаила Михайловича состоянием души, — поделился впечатлением Борис Евсеев, автор книг о Михаиле Ипполитове-Иванове. — Всего себя он отдавал и работе в Большом театре, и написанию духовной музыки, которую уже, кажется, никто не создавал в СССР. Этот человек ничего не боялся: разговаривал на равных с революционером Анатолием Луначарским, а также убеждал и убедил великого князя Константина Романова в том, что Московской консерватории нужны инновации и реформы.
Борис Евсеев рассказал историю о том, как однажды московский предприниматель и меценат Савва Мамонтов прислал Михаилу Ипполитову-Иванову телеграмму, в которой попросил срочно с ним встретиться. Им удалось пересечься в поезде, где 18 часов они разрабатывали программу образования, которая позволила бы вывести русских певцов из статичного состояния: в те годы, отметил писатель, когда артисты выходили на сцену, они не перемещались и не жестикулировали, как их современники, а стояли совсем без движения.
Перед самым показом скульптуры слово дали и ее творцу — академику Российской академии художеств и Флорентийской академии искусств Айдыну Зейналову. Он рассказал, что идея создания памятника зародилась у него и ректора около пяти лет назад, во время их случайного знакомства в Италии.
— Мы решили создать памятник Ипполитову-Иванову, — улыбнулся он. — И я с огромным удовольствием работал над образом, слушая его музыку. Процесс занял пять-семь месяцев.
В этот момент перед зрителями наконец предстал и сам Михаил Михайлович. Когда с памятника сняли ткань, оказалось, что ему не пришлось стоять во время церемонии — скульптор усадил своего героя на резную скамейку.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Николай Овсиенко, заместитель министра культуры Российской Федерации:
— За годы существования из стен вуза вышла целая плеяда всенародно любимых артистов и музыкантов, чье творчество известно многим поколениям наших сограждан. Среди них Алла Пугачева, Игорь Матвиенко, Сергей Мазаев, Михаил Шуфутинский, Александр Малинин, Левон Оганезов, Жанна Агузарова. Уверен, сегодняшнее событие имеет большое значение не только для института, но и для осмысления вклада Михаила Ипполитова-Иванова в отечественную культуру.
СПРАВКА
Михаил Ипполитов-Иванов родился в 1859 году. Окончив Петербургскую консерваторию, он уехал в Тбилиси, где открыл отделение Русского музыкального общества. В 1893-м композитор стал профессором Московской консерватории, а позже и ее первым ректором. В тот же 1919 год он открыл 4-ю народную школу на Таганке, которой присвоили его имя. Позже школа стала училищем, а в 1995-м — институтом.
Читайте также: Территорию усадьбы, где снимали «Семнадцать мгновений весны», благоустроят