Искусство или деньги?

Происшествия

Скандалы, сотрясающие время от времени наше культурное пространство (тут можно вспомнить и недавний конфликт труппы театра Маяковского с главным режиссером С. Арцыбашевым, и скандальную отставку с поста худрука театра Станиславского А. Галибина), в своей основе имеют одну и ту же подоплеку. Коротко ее можно обозначить так: искусство или деньги? Как правило, этот конфликт носит не личностный, а мировоззренческий характер. И отражает две диаметрально противоположные точки зрения на приоритеты российской культуры.Так все-таки что важнее: деньги или творчество? Коммерческий успех или, так сказать, пир духа? Дилемма, конечно, не нова, но каждый художник решает ее по-своему. Одни с пеной у рта доказывают, что рынок диктует свои законы, что главное – это касса, рентабельность. Хотя самым рентабельным, как известно, является торговля наркотиками. Другие с презрением отворачиваются от массового искусства, приглашая нас в духовный полет, который нередко заканчивается банкротством.Как найти середину? И вот тут-то должно прозвучать негромкое, но веское слово государства. Для поддержки приоритетов должна быть разработана четкая и понятная система грантов, государственных заказов, потому что без материальной поддержки ни оперу, ни симфонию, ни картину написать невозможно. Причем государственная политика в области культуры не должна ограничиваться законодательной деятельностью, она подразумевает ответственность за то, как этот закон работает в реальной жизни. Пора понять: пока государство не возьмет на себя роль арбитра, этот раскол в мировоззрении преодолен не будет.

amp-next-page separator