Вчера в Москве играли джаз
В ПРОШЕДШЕМ с 19 по 21 августа ХIV Московском международном фестивале «Джаз в саду Эрмитаж» приняли участие 12 российских и зарубежных ансамблей, в том числе звезды джаза из США, Польши, Израиля, Финляндии, Франции.Дождливая и сумрачная погода не отвратила от фестиваля истинных любителей джаза, в особенности традиционного.А вот молодежи на этот раз было меньше, ибо она предпочитает непринужденно располагаться на зеленых лужайках, а не сидеть на неудобных стульях в партере перед сценой. Фестиваль стал смотром лучших российских коллективов и именитых заезжих гастролеров.Московский джаз-бэнд Jazz Dance Orchestra напомнил о славных временах расцвета джазовой танцевальной музыки. Руководитель ансамбля, трубач Вадим Зайдин, поставил перед своими музыкантами нелегкую задачу: приучить обывателей, слушающих только поп-музыку, любить джаз. Для этого его джаз-бэнд умело вплетает популярные музыкальные темы Стинга, Майкла Джексона, Modern Talking и Лайзы Минелли в свои легкокрылые джазовые композиции.Этот коллектив регулярно участвует в телепрограмме «Прожекторперисхилтон» и считается со вкусами масс. На этот раз особенно свежо прозвучала в их интерпретации знаменитая американская мелодия Cherry, Cherry Lady.Меньший успех ждал трио знаменитого польского пианиста Артура Дуткевича, мастерски исполнившее вариации на темы произведений великого революционера (электрической гитары) Джимми Хендрикса, ушедшего из жизни, как и в 2011 году Эми Уайнхаус, всего лишь в 27 лет, но оставившего легендарное музыкальное наследство.Событием второго дня фестиваля стало яркое выступление вокального трио в составе Ирины Родилес, Полины Зизак, Алины Ростоцкой и инструментального трио Эдуарда Зизака. Известно, что российский джаз раньше особо не славился своими вокальными женскими трио, бум которых пришелся в США на 40-е годы XX века. С тех пор лишь группа Supremes, возглавляемая Дайаной Росс, имела бешеный успех у массового слушателя. Мне кажется, что при правильной раскрутке проект «Ирина, Алина, Полина» обречен на не меньший успех, чем модная певица Ваенга. Исполнение ими классических композиций от Stay away from Bill до Take The «A» Train было восторженно встречено и толпой, и знатоками. Легендарный саксофонист Чико Фримэн, выступивший вместе с трио выдающегося отечественного пианиста Якова Окуня и записавший свыше 40 дисков с корифеями американского джаза, подтвердил свой высокий профессионализм мощным звуком, но был несколько академичен в своих виртуозных импровизациях.Кстати, ведущий фестиваля Владимир Фейертаг вручил именно Фримэну памятные часы «Майлс Дэвис», изготовленные малой серией спонсорами фестиваля. Ансамбль «Маримба плюс» относят к этноджазу, а драйву его исполнителей может позавидовать любой большой оркестр, но его восточные композиции оказались слишком экзотичными и непривычными для российского уха. Приятным сюрпризом стало выступление финского кларнетиста Антти Сарпила в компании Большого оркестра имени Олега Лундстрема. В его разнообразном репертуаре как композиции короля свинга Бенни Гудмана, так и переработки произведений П. И. Чайковского и Д. Пуччини (из «Тоски»).А закрывала фестиваль афроамериканская певица Сэнди Паттон, живущая уже около 15 лет в Европе и преподающая в швейцарском колледже джазовый вокал.Ей аккомпанировало трио барабанщика Евгения Рябого. Она в совершенстве владеет техникой пения и элегантно движется по сцене, ритмично пританцовывая, но ее голосу не хватает чувственности.В целом, отмечая высокий профессиональный уровень всех исполнителей, хотелось бы на следующем (юбилейном) фестивале увидеть побольше авангардной джазовой музыки и блюза.