Без современных спецов бизнес-крохи не выдержат
НЕДАВНО проведенное исследование показало: наиболее острая проблема российского малого бизнеса сегодня – нехватка кадров, утверждает вице-президент Всероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» Наталья Золотых. В Соединенных Штатах сегодня действует свыше 20 миллионов малых предприятий. В России – порядка 1,3 миллиона фирм и около 4 миллионов индивидуальных предпринимателей. В Японии 80 процентов экономически активного населения занято в малом бизнесе. Но малый малому рознь. Скажем, в Бразилии 98 (!) процентов предприятий представляют собой компании малого бизнеса. Это 57 процентов рабочих мест страны, около 40 процентов зарплаты. В ВВП страны диких обезьян «маленькие» компании занимают не более 23 процентов. Но они кормят народ. И главное, создают экономически свободные кадры. В России же 75 процентов этих «малых» занято в торговле. В той же Бразилии бизнес-крохи открывают кафешки и ресторанчики, булочные, маленькие фитнес-центры и салоны красоты, мастерские, оказывают услуги. Но россияне всегда умели генерировать идеи. В США в пересчете на каждого сотрудника малые предприятия дают в 15 раз больше патентов, нежели крупные. Вот же золотая жила для развития бизнеса страны, рывка малого предпринимательства, прорыва в сфере инноваций. Но процесс нужно сопроводить соответствующими прорывными законами, реальной заинтересованностью и бизнеса, и государства в инновационных продуктах, внедрении новых технологий, а не демонстрации и декларации этого желания. Наталья Золотых с горечью констатирует: «Нередко даже парламентарии мне заявляли, мол, инновации – это, условно говоря, ядерный синтез, а не какие-то там мелкие разработки. Как же так, ведь это глубокое заблуждение! Разве новая технология упаковки молока – не инновация? Или современное программное обеспечение для того же малого бизнеса? Все, что помогает человеку жить лучше и легче, улучшать качество жизни, – это и есть инновации». А ведь в Штатах лозунг малого бизнеса – создать лучшее, а уж потом новое, т. е. улучшить технологию. Улучшение приводит в конечном счете к качественному прорыву. Гигантизм – химера. Пока не начнешь с малого, не добьешься крупного, прорывного. Представляете, в Чехии, по численности населения уступающей Москве, 700 тысяч малых предприятий, в столице нашей их 393 тысячи. Чешские «малыши» вырабатывают 30 процентов промышленной продукции, обеспечивают 45 процентов перевозок, до 86 процентов гостиничных услуг и т. п. Каждая страна использует свои преимущества. Почему мы не можем использовать умные мозги нашего народа, а? Виктор Малай, председатель подкомитета Торгово-промышленной палаты России по инновационному предпринимательству, вице-президент Национального агентства технологической поддержки предпринимательства размышляет: – Из 50 топ-менеджеров компании Microsoft половина – из России. Мы умеем генерировать идеи, хотя не всегда в состоянии доводить их до реализации. Но для этого государство должно создать необходимые условия. Представляете, компания Toshiba каждые две недели выпускает новую модель ноутбука. А у нас три года отводится на разработку продукта, два – на создание опытного образца, затем его доведение до ума, внедрение в серию. Ау! Время нынче не то: технология-то уже устарела, мы опять опоздали. Если раньше технология существовала в течение 20 лет, то сегодня не более трех. По словам В. Малая, российское инновационное законодательство сегодня соответствует мировому на 10–15 процентов. Американцы его создавали с 1946 по 2004 год. У нас, коль скоро мы хотим встать в один ряд с ведущими экономиками мира, времени гораздо меньше. Между тем более двух лет назад в Госдуму было представлено 20 законопроектов по инновациям, рассмотрено не более четверти. Разве это дело? Москва – витрина малого бизнеса России. Но и в столице половина малых предприятий занята в торговле. На инновационный бизнес приходится не свыше 2–3 процентов предприятий. Наталья Золотых солидарна с Виктором Малаем: «Процесс модернизации и на законодательном, и на техническом, и на инфраструктурном уровнях идет крайне медленно. Мы определенно запаздываем». А куда запаздывать, коли уже опоздали. Бежать надо впереди паровоза и на всех парах. Только на коленках малой кровью малый инновационный бизнес не поднять. Какая бы перспективная идея ни разрабатывалась, потенциальный инвестор должен представлять потенциал будущих продаж и возможность возращения инвестиций с прибылью. То есть мало создать новый продукт, необходимо уметь управлять продажами. Современный малый бизнес обязан быть современным во всем, иначе…