За безопасность на воде расплатятся пассажиры
ЕСЛИ вы давно не были на Северном речном вокзале, будете неприятно удивлены. Можно сказать, что всемирно известного памятника архитектуры больше не существует. Людей в обветшавшее здание не пускают, а причалы обнесены высокой металлической оградой. Подходы к самой кромке воды перекрыты еще одним барьером. Чтобы попасть на теплоход, туристам в поисках прохода приходится долго кружить у здания, а то и вообще ехать по Ленинградке на троллейбусе. Почему? Оказывается, по современным требованиям безопасности. Корреспондент «ВМ» решил на собственной шкуре проверить, как эти требования соблюдаются. [b] Формула закапывания денег[/b] Развернутый перед посадкой на теплоходы спецконтроль выглядит странно. Удивленные пассажиры по одному проходят через рамки, настраиваясь, что их заставят выворачивать карманы и снимать ремни. Ничего подобного! Рамки молчат, как партизаны на допросе, а пара скучающих охранников равнодушно на все это взирает. Наш фотокор пакует массивные объективы в рюкзак и уверенно шагает к рамкам. Тот же эффект. Я подхожу к чоповцам, на бейджах которых значится название фирмы – «Формула безопасности». – Рамки подключены и функционируют на аккумуляторах, – не моргнув глазом выпаливает охранник Нариман Бекчанов. – Почему же они не звенят даже на 10 килограммов железа?! – Так настроены. Мы распознаем потенциального террориста визуально, по специфическим признакам. Крутые ребята! Но на рамки-то зачем тогда было тратиться? – Да никакая это не безопасность, а формула эффективного закапывания денег, – в сердцах восклицает председатель Некоммерческого партнерства туроператоров и судовладельцев по развитию судоходства и туризма Александр Землянский. – Смотрите: на единственной автодороге, соединяющей неогороженную привокзальную площадь с причалами, появился шлагбаум. Вроде бы логично: камикадзе может ворваться на берег и бабахнуть как следует. Но почему все противодействие терроризму ограничивается банальным взиманием платы за проезд? [b] Заплати и проезжай[/b] С пригорка видим, как охранники берут по сторублевой бумажке с легковушек. Следом на причал заруливает «Газель» с продуктами для теплохода, отправляющегося в трехнедельный круиз. Никто и не думает ее досматривать. Садимся в машину сами и подъезжаем к будке. Меланхоличный чоповец, взяв деньги, протягивает квитанцию. «Парковка», – значится на ней, но никто не следит, где мы паркуемся. – Сплошное ограждение аэродромов понятно: поднявшийся в воздух самолет физически «отрывается» от потенциальных террористов, они его уже не достанут, – продолжает Землянский. – Но теплоход идет по реке с небольшой скоростью, и если кто-то захочет обстрелять его, он легко сможет сделать это с берега. Не огородишь же весь канал или всю реку! Кстати, подростки с мостов постоянно «бомбардируют» наши суда кирпичами и камнями. Могу также согласиться с обнесением антитеррористическим периметром железнодорожного вокзала: там много пассажиров, и взрыв вызовет огромные жертвы. Но здание Северного речного вокзала из-за аварийного состояния уже больше года закрыто. Так что заборы, шлагбаумы и рамки, установленные там, где раньше любили гулять многие поколения москвичей, очень похожи на успешное, но, увы, бездумное освоение бюджетных денег. С прошлого года Северный речной вокзал состоит на балансе у федерального госпредприятия «Канал имени Москвы» (КИМ), и бурная деятельность под знаменем борьбы с терроризмом развернута именно по инициативе канала. Любопытно, что к привокзальной территории КИМ отношения не имеет. Как подтвердил «ВМ» представитель Столичной судоходной компании, зам. генерального директора ОАО «Пассажирский порт» Алексей Караваев, основная часть земельного участка (за исключением парка) арендована у города их предприятием. Столичным управлением Федеральной антимонопольной службы уже рассматривается дело по признакам нарушения Каналом им. Москвы Федерального закона «О защите конкуренции» в части установки «антитеррористических» шлагбаумов. Ведь расплачиваться за все это, похоже, придется рядовым пассажирам. – Наши клиенты уже страдают, – объяснил «ВМ» главный специалист по флоту компании «Речфлот», занимающейся речными круизами, Сергей Мамонов. – Посмотрите, за закрытыми на замок воротами – два причала грузового порта. Эксплуатируются они коммерческой структурой, но расценки на стоянку судов у них вдвое ниже, чем у государственного КИМа. Соответственно все суда (в том числе и пассажирские) хотят швартоваться там, где дешевле. А чтобы попасть на эти причалы, пассажиры вынуждены возвращаться на Ленинградское шоссе, ехать одну остановку на троллейбусе и возвращаться к воде – уже за забором. На днях Канал им. Москвы предупредил судовладельцев о грядущем повышении тарифов на причаливание и стоянку судов еще на 30%. – Произошло это синхронно со строительством «антитеррористического комплекса», – продолжает Сергей Мамонов. – Похоже, таким образом хотят компенсировать бюджетные траты. И у нас нет другого выхода, кроме повышения цен на билеты. Причем гораздо больше, чем на треть: теплоходы после серии речных катастроф и так ходят полупустыми, на грани рентабельности. Все идет к тому, что ближние рейсы «трамвайчиков» до Химок мы просто «утопим». Самое обидное: в нашей отрасли есть что улучшать и совершенствовать, но значительные деньги () уплыли в другом направлении. Разумеется, нам хотелось узнать позицию Канала им. Москвы. Но специалист отдела по связям с общественностью Татьяна Гусейнова заявила «ВМ», что не уполномочена обсуждать подобные проблемы. Сотрудник Управления по транспортной безопасности и режиму предприятия Владимир Мамо от комментария также отказался. Однако в распоряжении «ВМ» есть документ за подписью генерального директора КИМа Анатолия Сокуренко, где тот обосновывает обнесение вокзальной территории забором, установку шлагбаумов и досмотровых пунктов двумя федеральными законами («О противодействии терроризму» и «О транспортной безопасности»), а также Стратегией национальной безопасности РФ до 2020 г. Что ж, довольно своеобразное толкование стратегических планов государства… [i]Северный речной вокзал был построен одновременно с Каналом имени Москвы еще до заполнения Химкинского водохранилища в 1937 г. (архитекторы А. М. Рухлядев, В. Ф. Кринский, скульптор И. С. Ефимов). Наиболее характерные архитектурные элементы здания вокзала — высокий шпиль и широкая центральная лестница. Шпиль увенчан звездой, которая в 1935—1937 гг. находилась на Спасской башне Московского Кремля. Серп и молот инкрустированы уральскими самоцветами.[/i]