Экскурсовод Дарья Хадеева перед афишей немого фильма «Пиковая дама» / Фото: Сергей Шахиджанян, «Вечерняя Москва»

Рекламные плакаты Серова и Врубеля показали в Москве

Развлечения

29 февраля в Ивановском зале Российской государственной библиотеки открылась выставка «Городская феерия. Русский плакат конца XIX — начала ХХ века».

Вниманию посетителей предлагаются рекламные плакаты, созданные Валентином Серовым, Михаилом Врубелем, Виктором Васнецовым, Константином Коровиным, Казимиром Малевичем и Василием Кандинским. Оказывается, маститые художники были совсем не прочь подзаработать на рекламе, делая коммерческие работы для ведущих торговых домов того времени.

— Главная идея экспозиции, — рассказывает экскурсовод Дарья Хадеева, — воссоздать уличную обстановку Москвы начала прошлого века. Зритель как бы попадает в обычный квартал, где висят афиши кинотеатров и объявления. Там же присутствует то, что сегодня называется социальной рекламой — призывы жертвовать на что-то. Например, на библиотеку для солдат, создание мобильных бань, содержание сирот и инвалидов. Художники охотно откликались на предложения поучаствовать в общественной жизни Москвы и внести свой вклад в помощь кому-либо.

Казимир Малевич, автор известного «Черного квадрата», для заработка нарисовал рекламу одеколона «Северный», производившийся фирмой «Брокар и Ко». На большом постере — вполне узнаваемый белый медведь на черном фоне, стоящий на льдине, и восходящее за ним кроваво-красное солнце. А вот Виктор Васнецов и плакаты рисовал как свои картины — в новорусском стиле, популярном в начале XX века.

Для полного погружения в прошлое на выставке можно посмотреть восстановленные немые фильмы — «Стенька Разин» (1908), «Пиковая дама» (1916) и «Король Парижа» (1917). Публике предлагается посидеть на деревянных стульях и послушать в записи игру тапера на фортепиано.

Благодаря продуманной организации гости бродят по лабиринту из деревянных подвижных панелей и тихо ахают, читая рекламу театральной жизни тех лет: «Страница черной книги. Кошмар наших дней», «Кто загубил?», «Столичный яд». Причем все экспонаты — оригиналы, а не цифровые копии. К части плакатов есть код, который позволяет прочесть информацию о них на смартфоне.

Выставка разместилась на двух этажах: на первом — большие плакаты, а на втором — коммерческая продукция, в том числе упаковки различных товаров, выпускавшихся российскими фабриками, которые уже навсегда исчезли из нашего обихода. Выставка работает по 28 июня.

Читайте также: Женщины и дети бесплатно посетят музеи Подмосковья 8 марта

amp-next-page separator