Волна искушения

Общество

Человек XXI века погружен в среду искушений. Еще первым людям Господь сказал: «У дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» (Быт. 4:7). Прошло много времени, но человечество продолжает искушаться грехом. Каковы же механизмы действия греха в душе человека, и как бороться с восстающими страстями? Ответ на эти вопросы есть не только в святоотеческих трудах, но и в некоторых поэтических произведениях, поскольку в них запечатлены многообразные оттенки состояния человеческой души.

Действие любого искушения на душу человека можно сравнить с нарастанием волны. Когда оно встречает на пути скалу непреклонной человеческой воли, то моментально разбивается. Но если страстное желание не обнаружит в человеке препятствия, то постепенно начнет увеличиваться и в конечном итоге может привести к погибели души.

Появлению любой волны предшествует мелкая рябь. Для человека такой рябью является мимолетная греховная мысль, облеченная «в красивые одежды». Славянские народы понимали это, поэтому, как отмечено в этимологическом словаре Шанского Н.М., в русском языке слова грех и греза (мечта) имеют общее происхождение.

Однако, по словам святителя Феофана Затворника, от возникновения мысли до совершения греха проходит несколько этапов, на которых искушение можно пресечь. Самый надежный способ — сразу же отвергнуть скверные помышления, как только они потревожили ум.

Так, в одном из белых стихотворений И. С. Тургенева описаны мысли путника, который раздраженно подумал о бредущей за ним старушкой, но осек себя: «Вероятно, она сослепу сбилась с дороги, идет теперь по слуху за моими шагами …Да, да; это так».

Этот фрагмент тесно переплетается с поучениями преподобного Паисия Святогорца, который советовал каждому человеку избегать скверных мечтаний, переводить собственную душу на добрые рельсы, искать во всем положительное и таким образом учиться любви — главной христианской добродетели.

Если скверне все же удалось просочиться, «душа пошатнулась», как говорит святитель Феофан, то искушение переходит на второй этап. Человек начинает беседовать с греховными мыслями, рассматривать их, оценивать. Это еще не грех, но уступка искушению.

На третьем этапе, если мысль еще не отвергнута, человек начинает сочувствовать греху. По замечанию святителя, и это еще не сам грех — не поздно одуматься, поставить внутренний заслон, чтобы преградить путь от мысли к совершению греха.

Следующей ступенью искушения становится уклонение воли человека от Бога. Начало греху положено, поскольку это происходит по произволению самого человека. Образ стремления за обманчивыми благами описал К. Д. Бальмонт:

«Я мечтою ловил уходящие тени,

Уходящие тени погасавшего дня,

Я на башню всходил, и дрожали ступени,

И дрожали ступени под ногой у меня».

Состояние зыбкое, но путь назад еще есть, тяжелых последствий можно избежать. И только отклонение от заповеди в мыслях, представление греха в уме, а затем и совершение его составляют падение человека. К этому моменту мечта настолько воспламеняет человека, преподносит искушение в такой заманчивой форме, что человек желает быть обманутым:

Живите, сны, в душе моей,

В душе безумной и порочной,

Живите, сны, под гнетом дней

И расцветайте в час урочный!

Несмотря на многообещающую яркую оболочку греха, человек не получает от него ожидаемой радости, а результатом падения становятся угрызения совести и опустошенность.

Фото: Shutterstock

По определению апостола Иоанна Богослова, грех является беззаконием (см. 1Ин. 3:4) — отступлением от Бога, нарушением Его воли, запечатленной в евангельских заповедях. Человек же по сущности своей не является природой замкнутой, а постоянно нуждающейся в Боге. С первых времен истории человека смысл бытия заключается в единстве с Творцом, Его постижении, а это возможно лишь при соблюдении Закона Божия (см. Ин.14:23).

Пустота, потеря истинной цели, одиночество, глубокая апатия — это ощутимые последствия богоотступничества. Нарушение связи с Творцом заканчивается для человека духовным разложением, деградацией его личности, нарушением соподчинения духа, души и тела.

А. А. Блок, чьи строки «Живите, сны, в душе моей…» были приведены выше, несмотря на увлеченность мечтой, также осознавал действие на собственную душу греха, поскольку дал стихотворению название: «Мой путь страстями затемнен» — то есть душа лишилась Божественного света, и жизнь стала унылой и тусклой.

Безуспешно стремясь найти радость в жизни, человек увлекается «игрушкой» тленного мира: алкоголем, наркотиками, компьютерными играми, погоней за модой, властью, материальным успехом и другими развлечениями. Но, как отмечается в другом стихотворении А. А. Блока, мимолетная радость проходит, и согрешивший еще больше сожалеет о своих поступках:

«Я пригвожден к трактирной стойке.

Я пьян давно. Мне все — равно.

Вон счастие мое — на тройке

В сребристый дым унесено…»

Разлучая себя с Богом нарушением заповеди, человек начинает ощущать в себе то «небытие», из которого был создан этот мир. По словам святителя Афанасия, это состояние своей смертельной энергией увлекает человека в бездну вечного небытия, бесконечной тьмы безбожия.

Поскольку в основе отношений человека с его Создателем лежит действие свободной воли, то через ее проявление осуществляется и разрыв с Ним. В тот момент, когда она выходит за пределы воли Божественной, совершается духовный катаклизм — человек самостоятельно рвет жизненно необходимую связь и подвергается духовной смерти.

По сравнению Григория Паламы, если душа разлучается с телом, это означает, что тело подверглось смерти, а «отделение Бога от души есть смерть души». Человек, ощущающий такое состояние, доходит до крайней точки и желает себе смерти. Это состояние на себе испытал В. Ф. Раевский, о чем свидетельствуют его строки:

Так ложною мечтой доселе ослепленный,

Напрасно мыслил я о счастливых часах.

Тебе ль знать радости? Твой разум заблужденный

Не мог предузнавать о будущих бедах,

Давно назначенных губительной судьбою;

Лишь смерть желанная спасительной рукою

Тебя освободит от горестей твоих!

Подобные мысли зарождаются под действием злых сил, поскольку им известно, что, по величайшей милости Божией, в этой жизни любому грешнику дана возможность покаяния. Через осознание собственных грехов человек восстанавливает нарушенное единство с Богом. Об этом говорил преподобный Симеон Новый Богослов. Поскольку тело составлено из многих элементов, оно нуждается в различных лекарствах, а душа, простая по составу, может восстать от болезни лишь одним средством — благодатью Святого Духа.

Фото: АГН Москва

Первый шаг к исправлению — исповедь. А. С. Пушкин в своих стихотворениях описывает, как необходимо приступать к этому таинству. Первая важная составляющая — это сокрушение сердечное:

Так отрок библии, безумный расточитель,

До капли истощив раскаянья фиал,

Увидев наконец родимую обитель,

Главой поник и зарыдал.

…О, много расточил сокровищ я сердечных

За недоступные мечты.

Другой чертой искреннего покаяния является смирение собственной гордыни и упование на милость Божию:

И страшуся и надеюсь,

Казни вечныя страшуся,

Милосердия надеюсь:

Успокой меня, Творец.

Но Твоя да будет воля,

Не моя.

После разрешения грехов человек чувствует облегчение, внутренний свет, наполняющий душу. Сердце загорается стремлением ко Христу. В стихотворении «Исповедь» М. А. Дмитриев так описывает чудо возрождения собственной души:

Я исповедался Тебе, Владыко

Душ и телес, Царь неба и земли,

Тебе, о Боже и духов и плоти!

Ты мне послал источник слез обильный,

И Твой служитель разрешил меня,

И стало так легко мне и свободно!

Чтобы не дать возможности продолжать греху действовать в душе, необходимо внутренне стремление отторгнуть от себя беззаконие, как писал преподобный Варсонофий Оптинский, «Все связи с миром суетным прервать, Иную жизнь — жизнь подвига начать» и никогда не возвращаться к прежней греховной жизни. Это относится не только к тем, кто желает уйти в монастырь, но и ко всем, кто несет подвиг в миру (см. Иоан.17:14).

Зачастую, путая грех с собственной природой, человек не стремится бороться с ним, потому что убежден — «себя не переделаешь». Между тем, по замечанию святителя Феофана Затворника, побеждающий страсть «не естество побеждает, а порчу естества уничтожает и возводит его в свой естественный чин». Подобно раковым клеткам, грех живет лишь за счет организма, пораженного им, постепенно приводя его к истощению и смерти. Поэтому борьба с грехом жизненно необходима, тем более, что цена ее не жизнь преходящая, временная, но жизнь бесконечная.

На пути духовного возрастания возможны падения и разочарования. «Напрасно я бегу к Сионским высотам, Грех алчный гонится за мною по пятам…», — в порыве отчаяния пишет А.С. Пушкин. Но не стоит забывать, что без помощи Божией не может совершиться не одно дело (см. Ин.15:5, см. Фил.4:13). Поэтому следует с молитвой устремиться ко Христу, возлюбить Его и Божественный закон всем сердцем, и усердно потрудиться. Тогда, как учит преподобный Варсонофий Оптинский, силою Божией грех будет побежден:

И час пробьет, настанет время,

Духовная твоя умолкнет брань –

Страстям невольная, мучительная дань,

И с радостию ты поднимешь бремя

Напастей, бед, гонений и скорбей.

В душе твоей, свободной от страстей,

Исчезнут тяжкие сомненья и тревога,

И свет духовный воссияет в ней –

Наследнице Небесного Чертога.

amp-next-page separator